Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 103. Залишення державним морським лоцманом суда

Государственный морской лоцман не вправе без согласия капитана оставить судно раньше, чем поставит его на якорь, видшвартуе в безопасное место, выведет в море или будет заменен вторым лоцманом.

Комментарий

Моментом начала предоставления Лоцманский услуг является посадка (свободных) лоцмана на борт суда, а моментом окончания:

- постановка судна на якорь

- отшвартовку судна в безопасное место

- вывод суда в море

- замена вторым лоцманом.

Итак, согласно комментируемой статье государственный морской лоцман не вправе без согласия капитана оставить судно ранее момента окончания оказания Лоцманский услуг.

Лоцман может покинуть судно до завершения лоцманской проводки с согласия капитана, однако, следует иметь в виду следующее:

а) в случае необязательно лоцманской проводки капитан может дать согласие лоцмана на Оставление судна к завершения лоцманской проводки, если потребность в рекомендациях лоцмана отпала

б) в случае обязанности 'обязательного Лоцманский проведения лоцман (а также лоцман прибывших на его замену) должен находиться на судне в завершения лоцманской проводки независимо от согласия капитана на продолжение плавания без лоцмана.

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья устанавливает правила определения цены иска, не давая понятия этой цены. Под ценой иска традиционно понимается денежное выражение стоимости имущества, по поводу которого возникает спор, либо совокупность взыскиваемых или оспариваемых истцом денежных средств.
Правильное определение цены иска имеет значение для правильного исчисления размера подлежащей уплате государственной пошлины, поэтому цена иска в соответствии со ст. 125 АПК РФ должна быть обязательно указана истцом в исковом заявлении. Если иск не подлежит оценке, цена иска не указывается. Цена иска определяется истцом, а в случае ее неправильного указания - арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты (ст. 333.22 НК РФ).
2. Согласно ст. 130 АПК РФ истец вправе соединить в одном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам. В таких случаях цена иска определяется суммой всех требований, соединенных в порядке ст. 130 АПК РФ.
Согласно ст. 49 АПК РФ истец наделен распорядительным правом уменьшать или увеличивать размер исковых требований. При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ (10-дневный срок).
В соответствии с п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ N 91 при увеличении истцом цены иска арбитражные суды должны учитывать следующее. С учетом результатов рассмотрения дела государственная пошлина, подлежащая уплате в связи с увеличением размера исковых требований, взыскивается в доход федерального бюджета или с истца, или с ответчика.
Исполнительные листы на взыскание с истца государственной пошлины следует выдавать по истечении 10 дней после вступления в законную силу судебного акта о взыскании государственной пошлины и при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена истцом добровольно.
При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК РФ. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований.
3. По некоторым исковым заявлениям цена иска не определяется, и АПК 2002 г. установлено специальное правило об уплате государственной пошлины: исковые заявления о признании права, в том числе права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, оплачиваются государственной пошлиной в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера. Данный перечень дополнен ВАС РФ. В соответствии с п. 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 мая 2005 г. N 91 споры по заявлениям об исключении имущества из описи не относятся к имущественным спорам; государственная пошлина по ним, согласно подп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, уплачивается в размере 2000 руб.
4. Право арбитражного суда определить цену иска необходимо для предотвращения злоупотребления процессуальными правами путем намеренного искажения стоимости спорного имущества либо ошибочного определения цены иска.