Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 116. Агентування суден

У морському порта или вне его территории как постоянные представители судовладельца действуют агентские организации (морской агент), которые по договору морского агентирования за вознаграждение обязуются Предоставлять услуги в области торгового мореплавания.

Плата за услуги агентским организаций всех форм собственности устанавливается центральным органом от исполнительной власти в области транспорта по согласованию с центральным органом от исполнительной власти по вопросам экономической политики.

При выполнении договора морского агентирования морской агент, действующий от имени судовладельца, может также действовать в пользу другой договаривающейся стороны, если она его на то уполномочила и если судовладелец НЕ возражает.

Часть четвертая исключена

Комментарий

статья определяет возможность представительства интересов судовладельца агентским организациями (морскими агентами) с заключением соответствующего договора морского агентирования. К сожалению, действующее законодательство Украины не содержит определения договора морского агентирования. Однако, например, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации предусмотрено, что по договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение совершить по поручению и за счет судовладельца юридические или иные действия от своего имени или от имени судовладельца в соответствующих порта или на соответствующей территории (ст. 232).

Гражданский кодекс Украины НЕ выделяет договор морского агентирования в отдельный вид обязательства 'язань. Однако, Исходя из характера отношений, возникающие между агентом и судовладельца при исполнении настоящего договора, можно квалифициров по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Договором поручения может быть установлено исключительное право поверенного на совершение от имени и за счет доверителя всех или части юридических действий, предусмотренных договором. В договоре могут быть установлены срок действия такого поручения и (или) территория, в пределах которой действует исключительное право поверенного.

Таким образом, Учитывая нормы гражданского кодекса Украины, в договоре морского агентирования Должны быть четко определены права и обязанности агента и судовладельца, содержаться указания о порядке взаимоотношений с третьим лицами, срок действия договора, территория, в пределах которой действует исключительное право агента, размер вознаграждения агенту.

Договор морского агентирования в торговом мореплавания принято называть агентскому договору. На практике встречаются такие виды агентским соглашений:

- соглашение на Портовое Агентирование (port agency agreement) - применяется в основном для Агентирование трамповых судов

- соглашение на Генеральное Агентирование (general agency agreement) - предоставляет агенту исключительное право на Агентирование судов судовладельца в зоне действия агента. При этом агенту предоставляются широкие полномочия по всем вопросам обслуживания судна, груза, пассажиров, экипажа, парка оборудования, а также с буксировки грузов (заказ груза или принятия заказа на груз), инкассации фрахтовой выручки и по другому коммерческим вопросам

- соглашение на Агентирование линии (liner agency agreement) - заключается судовладельца линейных конференций с агентами линий. Линейная конференция является объединением перевозчиков, эксплуатирующем суда, или группой судовладельцев, состоящий из двух и более перевозчиков (судовладельцев), осуществляющий перевозки грузов по общим фрахтовымы ставкам на определенных направлениях или линиях, оговоренных в пределах географического района

- соглашение на Агентирование парка оборудования (equipment control agreement) - заключается в области контейнерных и ролкерни перевозок.

В свою очередь, различают следующие категории агентов:

Судовой агент - это агент судовладельца, действующий от его имени и за его счет в определенном порту. Такой агент имеет дело с трамповом судами или выполнением операций по обработке генеральных грузов. В сфере морских перевозок трамповом судами принято считать грузовые суда, перевозящие любые массовые грузы в любых направлениях нерегулярно, без определенного расписания. Генеральный груз - это тарный и штучный груз, перевозимый в различной упаковке на судах сборнымы партиями (например, оборудование, бумага в рулонах, стальной лист, груз в РАЗЛИчНЫХ ящиках и т.п.).

Линейный агент - это агент, Который, помимо обычного обслуживание судна, выполняет ряд дополнительных функций, а именно, агент по поручению заинтересованно лица занимается буксования грузов на линии, рекомендует и назначает стивидоров, тальманов, операторов терминалов, субагентов, а также занимается вопросами экспедирование грузов, претензиями по грузам, ремонтом контейнеров и.

Генеральный агент - это агент, Который занимается агентирования судов в нескольких портах региона на основании договора с судовладельца. Такой агент выполняет эти обязанности через субагентов в портах на основании заключенных с ними соглашений или через филиалы компаний.

Протектинг агент - это договорный агент судовладельца в конкретном порту. Основной задачей такого агента является оказание помощи капитану судна.

Экспедитор - это агент, в обязанности которого входит консультирование, какой именно вид транспорта лучше использовать для транспортировки грузов, наиболее приемлемый вид упаковки, а также в процедуре таможенное очистки груза, страховым премиям, всем техническим аспектам международного экспедирования грузов и т.п..

Часть 3 комментируемой статьи позволяет агент не только представительства интересов обеих сторон, то есть заключения сделок от их имени, но и действий агента в интересах обеих сторон в других ситуациях, а именно: 1) от своего имени в пользу судовладельца и одновременно от имени и в интересах другой стороны, 2) от имени и в интересах судовладельца и одновременно от своего имени в пользу другой стороны. Считается, что агент не может выступать от своего имени, но в интересах обеих сторон.

Хотя комментируемая статья указывает на то, что другая сторона договора должна не просто дать свое согласие на то, чтоб агент совершал действия в интересах обеих сторон, а уполномоч агента на такие действия, содержание ее сводится все же к тому, что агент действует с согласия обеих сторон. При этом отношения между морским агентом и другой стороной (поставщиком товаров или услуг) регулируются не договором морского агентирования, а агентским договором. При этом агент Исходя из конкретных обстоятельств должен определиться представляется возможным одновременно обеспечить интересы обеих сторон.

Правила данной статьи относятся к лицам, Которые поступают с судовладельца в договорные отношения. К числу ЭТИХ лиц можно отнести отправителя и получателей грузов, фрахтователей, страховые организации, экспедиторские организации, организации, осуществляющий обслуживание суда (то, Которые предоставляют лоцманские, буксировочные, швартовые, судоремонтные и другие услуги) и другие.