Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 117. Права та обов'язки морського агента

Морской агент выполняет формальности и действия, эт 'связанные с прибытия, пребывания и отходом судна, помогает капитану судна в установление контактов со службами порта, местными органами от исполнительной власти, в организации снабжения и обслуживания судна в порту, оформляет таможенные документы и документы на груз, инкассирует суммы фрахта и другие суммы для оплаты требований судовладельца, возникающие из договора перевозки, оплачивает по распоряжению судовладельца и капитана судна суммы, эт 'связанные с пребывания в порту, привлекает грузы для морских линий, осуществляет сбор фрахта, экспедирование груза, наем экипажей для работы на судах, Выступает от имени грузовладельцем, а также договорной стороной участников перевозки грузов в прямом смешанном сообщении.

Морской агент обязательства 'связан:

а) осуществлять добросовестно свою деятельность согласовании с интересами судовладельца или иного доверителя и обычное практики морского агентирования

б) действовать в пределах своих полномочий

в) не передавать осуществления своих функций втором лицу (субъект объекта), если только он не был уполномочен на это своим доверителем.

Комментарий :

Комментируемая статья хотя и называется " Права и обязанности 'связки морского агента ", Фактически регулирует только вопрос обязанности' связей морского агента. Ч. 1 ст. 117 перечисляет действия морского агента. Из содержания этой статьи следует, что морской агент имеет право осуществлять Указанные в ней юридические действия в пользу и за счет судовладельца, если это не противоречит договора морского агентирования. Указанный в этой статье перечень НЕ является исчерпывающим, что в целом соответствует международной практике.

Подробнее права и обязанности 'связки морского агента определяются в договоре, Который заключается между судовладельца и морским агентом. Для этого могут употребляться типовые соглашения, Которые широко используются в морской практике, прежде всего в линейных (Регулярном) судоходстве. Большие судоходны компании, как правило, Имеют свои собственные формы, Разработанные ими в согласовании с их потребностями. Формы стандартных агентский соглашений разрабатываются и рекомендуются к применению ведущими негосударственнымы организациями. В частности, на сегодня составлены стандартные линейные соглашения, Разработанные Федерацией национальных ассоциаций морских брокеров и агентов (ФОНАСБА) и рекомендованы к применению БИМКО - организацией судовладельцев. Совместное принятие указанного документа двумя организациями, по сути представляют две стороны агентский договор, обеспечивают их сбалансированности с точки зрения учета интересов сторон. Речь идет о стандартную линейную агентской соглашение ФОНАСБА и Генеральную агентской соглашение ФОНАСБА.

В ЭТИХ стандартных формах определяется широкий перечень обязанности 'связей агента. При этом имеется в виду, что при заключении конкретного договора стороны могут как исключить положения, Которые не подлежат применению, так и добавить новые положения, Которые соответствуют их требованиям. При этом, даже в том случае, когда стандартная сделка быть не может быть применена, она может служит примером при разработке конкретного агентскому договору.

В соответствии с Указанными выше сделок агент осуществляет деятельность по маркетингу, привлекает грузы, рекламирует услуги судовладельца, постоянно поддерживает контакты с портовымы и другими властями, отправителем и получателями, экспедитор информирует о свободных и выход судов, расписание, объявляет тарифы на услуги судовладельца, а также ведет всю Необходимую при перевозках документацию, включая Подписание коносаментов от имени судовладельца-перевозчика. При портовый агентирования морской агент организует постановку судна и обеспечивает выполнение погрузочно-разгрузочных работ, нанимает от имени и за счет судовладельца стивидоров, тальманов достойной лиц и следит за надлежаще выполнением ими своих обязательств 'связей, обеспечивает поставки судов бункером, водой, записнымы частями, организует отзыв грузов и т.п.. Морской агент должен постоянно информировать судовладельца в состоянии в порту и мероприятий, им применяются для быстрой обработки судна. При возникновении соответствующих ситуаций морской агент нанимает сюрвейера и организует защиту интересов судовладельца в согласовании с местными законодательством.

Как определяет ч. 2 комментируемой статьи морской агент должен осуществлять свою деятельность в интересах судовладельца добросовестно и в согласовании с практикой морского агентирования; действуя в пределах своих полномочий и НЕ передавать осуществления своих функций втором лицу (субъект объекта), если только он не был уполномочен на это своим доверителем.

На международном уровне требования Относительно деловой этики и профессионализма морских агентов закреплены в минимальных стандартах морских агентов, утвержденных конференцией ООН по торговле и развитию от 7 сентября 1988 года и Которые Имеют рекомендательный характер.

В договоре Агентирование, как правило, предусматривается обязанность 'Связь морского агента Предоставлять судовладельца отчет о результатах проведенной работы в порядке и в сроки, определенные договором, позволяет судовладельца с 'выяснить добросовестно выполняет морской агент свои полномочия или нет.