Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 128. Організація морських перевезень грузов

Условия морской перевозки грузов определяются договором.

Морские перевозки для государственных нужд осуществляются в порядке, установленном Действующим законодательством Украины.

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематического перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации морских перевозок.

Комментарий

Перевозки грузов морем является одним из видов хозяйственной деятельности, связанная с перемещением продукции производственно-технического назначения морским транспортом. Эта деятельность осуществляется субъектами хозяйствования, направленная на предоставление услуг стоимостно характера, имеющих ценовую определенность. Основные правовые основы перевозок определено в гл. 32 хозяйственного кодекса Украины (далее - ХКУ). Нормы КТМУ носят специальный характер и применяются к только к грузоперевозок морским транспортом.

Для процесса осуществления морских грузовых перевозок основным специальными нормативно-правовым актом является Общее правила перевозки грузов морем (РД 31.10.10-89), утвержденные приказом Министерства морского флота СССР от 02.01.90 г. (далее - Общие правила). Структура общих правил включает следующие разделы: общие положения, планирование и организация морских перевозок, перевозки грузов, ответственность перевозчика, Отправитель и получателей грузов.

Указанные Правила получили условное название" общих ", поскольку их дополняет большая количество так называемых "Специальных правил":

- Правила морской перевозки грузов с опломбированием грузовых помещений судов пломбами отправителя (РД 31.10.20-89), утвержденные Министерством морского флота СССР 02.01.90 г.

- Правила морской перевозки грузов, сопровождаются проводниками отправителя или получателей, и проезда проводников (РД 31.10.16-89) , утвержденные Министерством морского флота СССР 02.01.90 г.

- Сроки доставки грузов морским транспортом в каботаже (РД 31.10.30-88), утвержденные Министерством морского флота СССР 01.03.88 г.

- Правила оформления грузовых и перевозочных документов (РД 31.10.07-89), утвержденные Министерством морского флота СССР 02.01.90 г.

- Правила составления актов при морских перевозках грузов и багажа (РД 31.10.08-89), утвержденные Министерством морского флота СССР 02.01.90 г.

- и другие.

Вопрос о принятие новых правил перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты сегодня остается актуальным, это объясняется тем, что действующие правила устарели: они НЕ отвечают современным условиям хозяйствования и требуют регламентации новых достижений, произошедших за этот период в области технологий морских перевозок с последующей реализацией единой гос экономической, тарифной, ИНВЕСТИЦИОННОЙ, научно-технической, кадровой и социальной политики в области морского транспорта.

Морские перевозки могут осуществляться для государственных потребностей. Этот вопрос регулируется ст. 13 ХКУ, ЗУ от 01.06.2010 г. "Об осуществлении государственных закупок".

Государственная закупка определяется как приобретение заказчиком товаров, работ и услуг за государственные средства в порядке, установленном Законом. Договор о закупке - договор, Который заключается между заказчиком и участником по результатам процедуры закупки и предусматривает предоставление услуг, выполнение работ или приобретение права собственности на товары за государственные средства. Закупки осуществляются по следующим принципам: добросовестная конкуренция среди участников, максимальная экономия и эффективность, открытость и прозрачность на всех стадиях закупок; недискриминации участников; объективная и беспристрастная оценка предложений конкурсных торгов, предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений. Для организации и проведения процедур закупок образуется заказчиком Комитет по конкурсным торгам. Закупка может осуществляться путем применения одной из таких процедур: открытые торги; двухступенчатые торги, запрос ценовых предложений, предварительная квалификация участников, закупка у одного участника. По результатам таких процедур с победителем заключается договор, условия и порядок заключения которого подробно регулируются Законом.

В рамках СНГ 31.05.2001 г. было подписано Соглашение о использовании и развитии сети транспортных коммуникаций для нужд экономики, воинских и гуманитарных перевозок государств - участников Содружества независимых Государств.

Деятельность по перевозке грузов морским транспортом подлежит лицензированию в порядке, определенном в . ст. 14 декабря ХКУ, Законом Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности", Лицензионнымы условиями осуществления хозяйственной деятельности по предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов речным, морским транспортом (приказ Госкомпредпринимательства, Минтранса Украины от 30.01.2002 г. N 11/50), Порядком контроля за соблюдением Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов речным, морским транспортом (приказ Госкомпредпринимательства, Минтранса Украины от 15.12.2003 N 131/975).

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи условия морской перевозки грузов определяются договором. Итак, правовой формой отношений, возникающих в процессе перемещения груза морским транспортом, является договор морской перевозки груза. Поскольку в КТМУ Лишь в общем контексте управления идет об условиях договора морской перевозки груза, вопрос об условиях этого договора следует решать Исходя из ст. 189 ХКУ, согласно которой существенными условиями договора перевозки груза, как и любого второго вида хозяйственного договора, является предмет, цена и срок договора. Ст. 307 ХКУ предусмотрено включение в содержание договора перевозки груза как обязательных условий, необходимость внесения которых определен законодательством так и согласованных сторонами условий по внесение которых было достигнуто соглашение.

Морская практика знает множество договоров морского перевозки, каждый из которых объясняется спецификой груза или Особыми условиями перевозки. Это разнообразие объясняется тем, что договорные условия диктуются обычаями морской торговли, особенностями социального, экономического и географического характера перевозок.

Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. определяет:

1) договор фактической перевозки - это договор, предусматривающих перевозки груза перевозчиком, которому это поручено

2) договор сквозной перевозки - это договор, в котором предполагается, что конкретная часть перевозки по договору должна осуществляться НЕ перевозчиком, а другим определенными лицом.

Положение о порядке подготовки и представления информации в Груз для его безопасной морской перевозки, утвержденной приказом Минтранса Украины от 14.12.98 г. N 497, разделяет договоры морской перевозки груза (в зависимости от вида груза) на

1) договоры перевозки генеральных грузов

2) договоры перевозки навалочных грузов

3) договоры перевозки опасных грузов

4) договоры на лихтерные перевозки

5) договоры перевозки контейнеров.

В соответствии со ст. ст. 131, 132 КТМУ можно найти:

а) договоры на каботажные перевозки - перевозки между портами Украины

б) договоры на международные перевозки - перевозки между портами Украины и иностранными портами.

Разграничение договоров морской перевозки осуществляется по критерию доказательства существования. Статья 134 КТМУ определяет договоры, доказательством существования которых рейсовый чартер; договоры, доказательством существования которых коносамент; договоры, доказательством существования которых является другой документ (например, транспортная накладная).

В юридической литературе отдельно определяется такой вид договора, как продажным контракт. Его особенность заключается в том, что он содержит специальные дорогах. Согласно этим условиям стороны по контракту распределяют между собой расходы и осуществление Некоторых обязанностей по договору морской перевозки. Договор перевозки заключается продавцом груза с перевозчиком в интересах своевременной доставки груза покупателю или втором уполномоченного на это лицу. Это объясняется тем, что морской транспорт является одним из средств доставки приобретенных или проданных товаров. Поэтому, условия контрактов находят свое выражение в содержании заключенных в порядке их выполнения договоров перевозки. Практика международной торговли сформировала ряд стандартных условий, приведенных в Международных правилах толкования торговых терминов - ИНКОТЕРМС. На сегодня в Украине действуют правила ИНКОТЕРМС в редакции 2010 года, Которые применяются с 01.01.2011 года.

С юридической точки зрения, воля сторон, вступающих в продажным контракт, направленная на урегулирование таких правоотношений, содержащие в себя как элементы купли-продажи, так и элементы морской перевозки. Это значит, что Анализируя правоотношения, Которые возникают из продажным контракта, нельзя говорит о правоотношениях, предусматривающих обязательства или только по договору купли-продажи, или только по договору морской перевозки. Например, если купля-продажа груза имела место в его отправки морем, или наоборот, после его морской перевозки, быть не может идти речь о продажным контракт, хотя в действительности груз должен транспортироваться морским путем. В первом случае покупатель после покупки груза без участия продавца вступает в договор морской перевозки, во втором случае отправителем и получателем груза является непосредственно сам продавец, для которого после доставки груза к месту продажи отпадает необходимость заключать договор морской перевозки. Итак, в обоих случаях договоры купли-продажи и морской перевозки выступают как средства урегулирования отдельных правоотношений, самостоятельных и независимых друг от друга.

На основе анализа разновидностей договора морской перевозки груза в юридической литературе отдельно выделяют договоры на мультимодальные (смешанные) перевозки. Указанные перевозки осуществляются предприятиями РАЗЛИчНЫХ видов транспорта по единому транспортному документу (например перевозки по одной накладной груза железнодорожным, а затем морским транспортом).

В юридической литературе высказано мнение о том, что разновидностью договора морской перевозки груза является букинговой договор. Название происходит от понятия регистрации грузов для очередного линейного судна ("Booking"). Во-первых, букинговой договор является двусторонне соглашением и содержит все существенные условия договора морской перевозки груза. Условия букинговой договора находят свое отражение в едином документе, Который подписывается отправителем и перевозчиком. Во-вторых, процесс укладки букинговой договора состоит из Аналогичных, по сравнении с договором морской перевозки груза, стадий. Отправитель Посылает перевозчику запрос о возможности отправки определенного груза на судне перевозчика. В ответ на это перевозчик направляет отправителю букинг-нота с указанием всех существенных условий перевозки. Направление букинг-ноты в этом случае рассматривается как оферта перевозчика заключить договор на изложенных в букинг-ноте условиях. В случае согласия с условиями договора (акцепта) отправитель подписывает букинг-ноту и возвращает отправителю один из его экземпляров. Договор Считается заключенным с момента получения последнего перевозчиком. Однако, букинговой договор может быть заключен по-другому. В этом случае отправитель направляет перевозчику предложение (оферту) заключить договор с изложением условий договора. Перевозчик, в случае принятия такого предложения, может ответить на это письмом, факсограммой т.п.. С момента получения отправителем такого ответа договор Считается заключенным.

букинговой договор по предметному признаку действительно является разновидностью договора морской перевозки груза, но имеет специфические черты, Которые НЕ характерны для договора морской перевозки груза, доказательством заключения которого является коносамент. Во-первых, следует заметить, что этот договор является консенсуальным, а не реальным. Во-вторых, он является двусторонней, а не с участием трех сторон. В-третьих, этот договор имеет несколько иную процедуру заключения, зависит от то или иной ситуации. В В-четвертых, наличие и содержание букинговой договора подтверждаются особым транспортным документом - букинг-нотой. В В-пятых, применение такого вида договора морской перевозки груза, как букинговой договор, связано с практикой торгового мореплавания, его Отдельной системой - линейным судоходства. Ошибочным является оговорка о том, что заключение букинговой договором не урегулирован Действующим законодательством Украины и международными нормативно-правовыми актами. Известно, что п. 3 ч. 2 ст. 134 КТМУ указывает на применение других письменных доказательств, подтверждающих наличие и содержание договора морской перевозки груза.

Процесс морского перевозки грузов включает комплекс организационных мероприятий, направленных на своевременность выполнения его участниками своих прав и обязанностей. К таким относятся: организация морских перевозок грузов транспортом общего пользования; заключения долгосрочных договоров об организации морских грузоперевозок, планирование морских перевозок и другие.

Согласно ч . 2 ст. 128 КТМУ перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематического перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации морских перевозок. Заключение таких договоров осуществляется на период навигации, в год или на бОльший срок, поэтому на практике их принято называть навигационнымы, летними т.д..

В юридической литературе неоднократно отмечалось, что по своей природе такие договоры являются предварительными. Предполагается, что в согласовании с этим договором отправитель в будущем будет заключать с определенными перевозчиком разовые договоры. В случае, если количество перевозок Фактически будет меньше, чем та, которая обусловлена нарушение обязательств не установлено. Таким образом, годовой (навигационный) договор является договором без исковой силы, тогда как невыполнение обязательств по разовым договором предусмотрена ответственность.

В юридической литературе также относят долгосрочный (годовой, навигационный) договор к числу Предварительных договоров на организацию будущих перевозок. Содержание такого предварительного договора сводится к тому, что стороны принимают на себя обязательство заключить в будущем определенных условиях другой, основной, главный договор. Следовательно, структура долгосрочного договора предполагает наличие двух договоров: предварительного, Который уже заключен, и будущего - главного, Который стороны Должны заключить и выполнить в будущем. Предварительный и будущий договоры Должны общую цель, но отличаются по содержанию: первый определяет общие условия перевозки на период года или навигации, второй - предусматривает и точно определяет права и обязанности сторон по каждой отправке груза. Предварительный договор НЕ устанавливает конечные правоотношения, в конечного юридического результата навигационный договор приведет Лишь в сочетании с другим договором, к которому принадлежит эта Предварительное соглашение. Предварительный договор теряет свою силу после выполнения сторонами конкретных договоров.

Однако, можно говорить о предварительный характер таких договоров, если они НЕ предугадывают сроки заключения и содержание конкретных договоров? Это дает основания утверждать, что долгосрочные договоры не влияют на конкретные договоры, к тому же, перевозка грузов может быть оформлен конкретному договору даже в том случае, когда по каким-либо причинам между отправителем и перевозчиком не было своевременно заключен навигационный или годовой договор.

По нашему мнение, долгосрочный договор (навигационный, годовой) является видом организационного договора и имеет свои характерные признаки. Прежде всего, долгосрочный договор морской перевозки груза в отличие от договора морской перевозки груза заключается в отдельную отправку груза, является консенсуальным соглашением, для заключения которой достаточно Лишь согласия сторон, поскольку заключение НЕ сопровождается передачей груза одной стороной другой. Во-вторых, условия долгосрочного договора не является цитированием правовых норм, содержащихся в действующем законодательстве Украины по вопросам морских перевозок. Правовые нормы, регулирующие заключения долгосрочных договоров, носят диспозитивный характер и оказывают тем самым сторонам возможность своим волеизъявлением определить содержание обязательств. В-третьих, правовое значение долгосрочного договора заключается в том, что он является основой для заключения так называемого разового договора морской перевозки груза. Но, в любом случае, преимущество на стороне разового договора, поскольку долгосрочный договор НЕ порождает прав и обязанностей сторон по перевозке определенной партии груза.

Долгосрочный договор об организации морских перевозок - это хозяйственно-правовой договор, по условиям которого перевозки определенной партии груза осуществляется в соответствии с договором морской перевозки груза, заключенным на его основании. Вышеупомянутые договор относится к числу организационных хозяйственных договоров.