Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 133. Поняття договору морской перевозки груза

За договором морського перевезення вантажу перевізник або фрахтівник обязуется перевезти вверенный ему отправителем груз из порта отправления в порт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку установленную плату (фрахт).

Фрахтователем и фрахтователем признаются лица, заключившие между собой договор фрахтования судна (чартер).

Комментарий

Правовое регулирование отношений по перевозке грузов морским транспортом имеет давнюю историю. Уже в законах Хаммурапи содержались нормы, регулирующие отношения судовладельца с другими участниками процесса перевозки груза морским судном. Расписной договор морской перевозки был составлен в Риме в 263 году нашей эры. Этот договор регулировал отношения по погрузке, фрахта, авансовых платежей, сроков разгрузки в порту назначения и т.п.. Родоначальником современного договора считается договор 1263, составленный в Италии, который предусматривал обязанность судовладельца предоставить судно в мореходном состоянии, осуществить погрузку и разгрузку, оговаривал порядок уплаты фрахта, наем тальмана за счет судовладельца, порядок ответственности за нарушения договорных условий. В это время в Италии зарождается документ - чартер. В конце XVI в. появляется такой документ как коносамент. В Италии этот документ называли "полисом" по нагрузке, а во Франции - "распиской" капитана о приеме груза от отправителя. И только в Испании этот документ получил окончательное название "conocimiento".

Морскую торговлю вела Киевская Русь, о чем свидетельствуют ее договоры с Византией X в. Активное участие в международном торговом мореходстве XVI - XVII вв. принимала Запорожская Сечь, которая имела судостроительную верфь на острове Малая Хортица, что на Днепре. Она поддерживала торговлю с Турцией и другими странами Средиземноморского региона, что отражено в договоре с турецким султаном 1649

В процессе развития экономических отношений в сфере торгового мореплавания появилась тенденция распространения и детализации договора морской перевозки.

Статьей 133 КТМУ установлено, что по договору морской перевозки груза перевозчик или фрахтовщик обязуется перевезти вверенный ему отправителем груз из порта отправления в порт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку установленную плату (фрахт).

Однако это определение нельзя считать совершенным. В частности, вместо перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя (так определены стороны договора перевозки грузов по ХКУ) речь идет о перевозчике или фрахтователя, отправителя или фрахтователя и получателя. К тому же, закрепленное в ч. 2 этой статьи положение о том, что фрахтователем и фрахтователем признаются лица, заключившие между собой договор фрахтования судна (чартер), отрицает самостоятельный характер договора фрахтования и дает основания рассматривать его как разновидность договора морской перевозки вопреки тому, что каждый из этих договоров имеет самостоятельное содержание и регулируется разделам КТМУ.

Стороны договора фрахтования не могут быть одновременно сторонами договора перевозки, так как это приведет к тождеству различных по содержанию обязательств. Даже если правоотношения фрахтования морского судна предшествуют правоотношениям по перевозке груза, сторонами в договоре перевозки будут перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель, потому что они имеют отличные от договора фрахтования обязательства. К тому же, договор фрахтования имеет свой предмет, содержание, состав сторон (является двусторонним) и никак не должен влиять на другой самостоятельный вид договора, который применяется в сфере торгового мореплавания, - договор морской перевозки груза. Таким образом, два договора - Перевозки и фрахтование - не могут сочетаться в одном, ибо тем самым смешивается их предметный признак, отпадает критерий разграничения и становится невозможным объяснить, чем они нашли свое закрепление в разных разделах КТМУ.

Договор морской перевозки груза констатируется как реальный и требует передачи груза перевозчику. По договору каждая сторона (перевозчик, отправитель или получатель) приобретает определенные права и обязанности, и это дает основания говорить о тристороннисть договора. Определение указывает на обязанность перевозчика осуществить перевозку за установленную плату, поэтому договор следует отнести к круга платных договоров. К тому же, перевозка должна быть осуществлена которые устанавливаются по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения - в срок, можно разумно требовать от перевозчика с учетом конкретных обстоятельств и особенностей маршрута. Следовательно, договор морской перевозки груза является срочным.

Договор морской перевозки груза является самостоятельным видом договора, он хоть и похож, но существенно отличается от договоров подряда, договора имущественного найма и договора хранения.

Разграничение договоров имущественного найма и договора морской перевозки груза должна заключаться в следующем. По договору имущественного найма наниматель приобретает права использовать предоставленное ему имущество, тогда как по договору морской перевозки груза использования морского судна для перевозки груза происходит без передачи его в пользование отправителю, в результате чего последний лишен возможности самостоятельно его использовать и извлекать из него пользу. По договору имущественного найма происходит передача имущества во временное пользование нанимателя, тогда как по договору морской перевозки груза передачи морского судна в пользование отправителя не происходит. Во обязанностью перевозчика предоставить морское судно для перевозки понимается обязанность принять к перевозке на этом морском судне груз, предоставленный отправителем.

Договор морской перевозки груза не может отождествляться с договором хранения. Одна из обязанностей перевозчика является обязанность обеспечить сохранность груза, тогда как по договору хранения услуга охранника сводится к хранению переданного ему имущества и в возвращении этого имущества другой стороне договора в целости. По условиям перевозки деятельность перевозчика по сохранению груза и выдачи его получателям носит характер самостоятельной экономической услуги и поэтому не имеет самостоятельного правового выражения. Для перевозчика сохранность груза является действием, которое сопровождает перевозки груза, а потому неотделима от самого процесса перевозки.

Нельзя рассматривать договор морской перевозки груза как разновидность договора подряда. Во-первых, договор морской перевозки груза предусматривает предоставление транспортной услуги, которая является продуктом материального производства; предметом договора подряда является изготовление или переработка вещей. Для выполнения подрядных работ необходимо использование материалов подрядчика или заказчика, вследствие чего эти материалы потребляются, т.е. приобретают форму определенного изделия. В последнем случае речь идет об отношениях, которые существуют непосредственно в сфере производства. По договору морской перевозки груза, принимая груз к перевозке, перевозчик обязуется выдать его получателю в таком состоянии, в котором он находился под время приема к перевозке, т.е. использование перевозчиком груза с целью осуществления самого процесса перевозки недопустимо. Итак, по договору морской перевозки груза груз, как материальная ценность, предоставляется перевозчику для его доставки в пункт назначения, то есть во время транспортировки не потребляется. Не подлежит переработке и непосредственно транспортное средство, с помощью которого осуществляется перевозка. Последний используется перевозчиком только с целью перемещения груза. Во-вторых, исполнения договора морской перевозки груза невозможно без передачи груза отправителем перевозчику, в то время, когда передача подрядчику любых вещей, принадлежат заказчику для выполнения определенной работы по договору подряда, не всегда сопровождает выполнение этого договора.

Наряду с договором морской перевозки груза особое место занимает договор фрахтования морского судна, предмет которого, как правило, сочетается с предметом договора морской перевозки груза. Вопрос такого сочетания является следствием сосредоточения внимания на общих чертах этих договоров.

По нашему мнению, разграничение договоров морской перевозки груза и фрахтования имеет как теоретическую, так и практическую ценность.

С теоретической точки зрения речь идет о различии предметов двух договоров, их субъектного состава и содержания обязательств. В основу теоретического разграничения договоров положены следующие критерии:

1) предметом договора перевозки являются услуги по перевозке груза, а предметом договора фрахтования - морское судно и услуги экипажа

2) целью договора перевозки является перевозка грузов, а целью договора фрахтования - любые цели торгового мореплавания

3) сторонами в договоре перевозки являются отправитель, перевозчик, получатель, а в договоре фрахтования - фрахтовщик и фрахтователь

4) договор перевозки является реальным, а договор фрахтования - консенсуальным

5) документом, подтверждающий наличие и содержание договора перевозки является коносамент, а документом, подтверждающим наличие и содержание договора фрахтования, является чартер

6) право владения судном по договору перевозки принадлежит перевозчику, т.е. судовладельцу , а в случаях фрахтование на условиях бербоут-чартера - фрахтователю

7) право пользования судном по договору перевозки принадлежащего судовладельцу, а по договору фрахтования - фрахтователю

8) подчинение членов экипажа по договору перевозки осуществляется судовладельцу, а по договору фрахтования на условиях бербоут-чартера - фрахтователю

9) риск повреждения и гибели судна находится на судовладельцу по договору перевозки и на фрахтователю - по договору фрахтования.

С практической точки зрения возможности применения договоров перевозки и фрахтования в сфере торгового мореплавания позволяет говорить о том, что они применяются в одной сфере, но в разных ее направлениях. Применение договора морской перевозки груза связано с использованием морского судна для перевозки грузов и только их, их договора фрахтования - для перевозки пассажиров, грузов и для других целей торгового мореплавания, в частности для буксирных или спасательных операций. Договор фрахтования следует рассматривать как разновидность договора аренды транспортных средств.

Таким образом, договор фрахтования не является видом договора перевозки. Договоры фрахтования и морской перевозки груза является хозяйственным договорам, самостоятельными видами договоров, применяется в сфере торгового мореплавания.