Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 136. Реквізити рейсового чартеру

Рейсовый чартер должен содержать основные реквизиты: наименование сторон, судна и груза, порта отправления и назначения (или места направления судна). К рейсового чартера могут быть включены по соглашению сторон другие условия и предостережения. Рейсовый чартер подписывается фрахтователем (перевозчиком) и фрахтователем или их уполномоченными представителями.

Комментарий

Нами уже отмечалось, что родоначальником современного договора морской перевозки груза считается договор 1263, составленный в Италии, который предусматривал обязанность судовладельца предоставить судно в мореходном состоянии, осуществить погрузку и разгрузку, оговаривал порядок уплаты фрахта, наем тальмана за счет судовладельца, порядок ответственности за нарушение договорных условий. В это время в Италии зарождается документ - чартер. Его название происходит от итальянского "carta partita" - "разделен документ" и связана с обычаем сборки: после внесения соответствующих положений относительно условий перевозки чартер разделяли на две части, одна из которых находилась в отправителя, а другая - у перевозчика.

Сегодня рейсовый чартер является разновидностью чартера и предусматривает предоставление для перевозки всего судна или его отдельных помещений. В зависимости от того, предоставляется для перевозки все судно или его часть, определяют полное или частичное фрахтование судна. На практике в большинстве чартеры используются для перевозки массовых однородных грузов (Лес, нефть, зерно и др.). Учитывая это применяется немало проформ такого документа: универсальные (Дженкон, Сканкон), зерновые (Советвуд, Бенанкон), угольные (Балткон, Полкон) и другие.

Заключая чартер, стороны имеют возможность большинство условий перевозки согласовать друг с другом. Использование проформ чартера ускоряет процесс согласования сторон с условиями договора, поскольку стороны обсуждают те условия, индивидуализирующие перевозки. Вместе с тем, дополнения и изменения к проформы должны вноситься с учетом их согласованности с нормами КТМУ.

Согласно комментируемой статьи содержание чартера составляют условия и оговорки. КТМУ определяет круг основных условий: наименование сторон, судна и груза, порта отправления и назначения (Или места направления судна). Помимо основных условий, в чартера могут включаться другие, подлежащих согласованию сторонами. Значительное количество таких условиях уже нашла свое закрепление в проформах. К чартера могут вноситься различного рода оговорки, например, о праве залога на груз, оснований освобождения перевозчика от ответственности т.д..

Учитывая вышесказанное, отметим, что чартер является консенсуальным, двусторонним договором. Он подписывается двумя сторонами - фрахтователем и фрахтователем или их представителями.