Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 137. Докази приймання вантажу до перевезення

После приема груза к перевозке перевозчик груза, капитан или агент перевозчика обязаны выдать отправителю коносамент, который является доказательством приема перевозчиком груза, указанного в коносаменте.

Перевозчик может выдать другой, чем коносамент, документ, подтверждающий получение груза для перевозки. Такой документ является первостепенным доказательством заключения договора морской перевозки и приема перевозчиком груза, как он описан в этом документе.

Коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа, в котором, в частности, должны содержаться данные, указанные в пунктах 4-8 статьи 138 настоящего Кодекса.

Отправитель отвечает перед перевозчиком за все последствия, возникшие в результате неправильности или неполноты сведений, указанных в упомянутом документе.

Комментарий

Согласно ч. 1 ст. 137 КТМУ коносамент выдает перевозчик, при этом законодатель не указывает на то, что такое выдача коносамента.

Содержание понятия "выдача" следует рассматривать исходя из указания двух основных обязанностей перевозчика: выдать коносамент после принятия груза к перевозке и выдать его получателю. Тем самым раскрывается содержание прав перевозчика. Существенным при этом является то, что выдача коносамента осуществляется только после приема перевозчиком груза, т.е. перевозчик НЕ может применять право на досрочное исполнение своего долга и выдать коносамент к приему груза. Таким образом, положения законодательства относительно выдачи коносамента только после приема груза рассматривается как юридическое гарантия защиты его обратной способности.

Акт выдачи коносамента правомерно двусторонней действием с участием двух человек. Закон не допускает отказа перевозчика выдать коносамент или отказа отправителя принять его. Выдача коносамента основана на договоре сторон, по условиям которого каждая сторона действует с целью погашения своего обязательства. Например, с выдачей коносамента перевозчик выполняет свой долг и ставит отправителя перед необходимостью принять исполнение. Следовательно, выдача коносамента является средством прекращения главной обязанности перевозчика перед отправителем в начале выполнения договорного обязательства.

Как правило, коносамент выдается один раз. Повторная выдача коносамента на том же основании, например, вследствие ошибок в тексте, допустима лишь при условии возвращения перевозчику ранее выданных экземпляров коносамента.

На практике важным является вопрос очередности выполнения сторонами своих действий, связанных с выдачей коносамента и допустимости задержания выдачи коносамента.

Поскольку договор морской перевозки груза носит возмездный характер, то согласно статье 170 КТМУ перевозчик может задержать выдачу коносамента до того момента, пока обязанность уплатить фрахт не будут выполнены другой стороной, однако статья 175 КТМУ не предусматривает право задержания выдачи коносамента, а устанавливает обязанность возмещения просроченного фрахта с начислением пени.

Закон не устанавливает время выдачи коносамента, обусловливая это периодом "после приема груза". Началом этого периода есть момент приема груза, а конец определить невозможно. Стороны, как правило, в договоре устанавливают точный срок выдачи коносамента, который может определяться тремя способами:

1) путем указания точного времени -" по истечению 24 часов после завершения погрузки

2) путем указания относительно определенного времени - "в пределах разумного периода времени после окончания погрузки"

3) путем комбинирования двух способов - "в пределах разумного времени, не превышает ... часов ".

На практике перевозчику разрешено при чрезвычайных обстоятельствах задержать или уничтожить коносамент, например, если коносамент составлен на доставку груза в порт, на момент выдачи является блокированным. Решение о наличии опасности принимает перевозчик, однако, в отдельных случаях, перевозчик может выдать коносамент при условии получения от отправителя достаточного обеспечения, поскольку в такой ситуации стороны договора способствовали введению в заблуждение банков, страховщиков и других лиц, обеспечивающие возвратность коносамента.

Таким образом, выдача коносамента является юридическим действием, основанием для совершения которой является договор морской перевозки груза.

С выдачей коносамента связан переход права на владение грузом от отправителя к перевозчику и реализация права отправителя о выдаче коносамента. При этом последний проверяет правильность сведений, которые занесены в коносамент согласно договору морской перевозки груза (наличие ошибок, отправлений, соответствие условиям договора и т.п.), и принимает решение о принятии или отклонении коносамента с указанием определенных мотивов.

Указанным правоотношениям сторон соответствует презумпция, согласно которой отправитель, получив предмет выполнения и найдя в нем ошибки, должен заявить об этом в разумный срок, поскольку согласно ч. 4 ст. 137 КТМУ отправитель отвечает перед перевозчиком за все последствия, возникшие в результате неправильности или неполноты сведений, указанных в коносаменте.

Важное правовое значение имеет прием коносамента, оно является юридическим фактом, с которым связано возникновение юридических последствий для перевозчика и отправителя, а также другие последствия вне рамок договора морской перевозки груза, а именно прекращения права собственности на груз при договором купли-продажи. К тому же, прием коносамента являются доказательством соответствия его содержания условиям договора морской перевозки груза. С приемом коносамента отправитель признает обязанность перевозчика по принятии груза к перевозке выполненным. Факт приема коносамента одновременно погашает долг отправителя сдать груз перевозчику для перевозки.