Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 14. Колізійні норми

Правила цього Кодексу, що містяться у зазначених нижче разделах и главах, применяются:

1) в разделе II " Судно " (за исключением статьи 40 настоящего Кодекса) и в разделе III " Экипаж судна " - к судам, которые зарегистрированы в Украине

2) в разделе IV " Морской порт " - к морским невоенным портам Украины

3) в главе 3 " Морская лоцманская служба " раздела IV - к отношениям, возникающим в связи ' связи с проведением судов государственными морскими лоцманами Украины на подходах к портам Украины, в пределах вод этих портов, а также между этими портами

4) в главе 6 " Имущество, затонувшего в море " раздела IV - к отношениям, возникающим в связи ' связи с затонувшим имуществом в пределах территориального моря и внутренних морских вод Украины

5) в главе 7 " Морские протесты " раздела IX - в случае, когда морской протест заявляется нотариусу или другому должностному лицу

6) в главе 1 " Пределы ответственности судовладельца " раздела Х - к судовладельцам, чьи суда плавают под Государственным флагом Украины.

Пределы ответственности судовладельца и оператора ядерного судна, плавающего под флагом иностранного государства, регулируются законом государства, под флагом которого плавает судно. Если эти пределы ниже установленных настоящим Кодексом, то при рассмотрении спора об ответственности в суде или суде Украины применяются положения настоящего Кодекса

7) в главе 2 " Привилегированные требования " раздела Х - в случае, когда спор рассматривается в Украине

8) в разделе XI " Претензии и иски " - в том случае, когда соответствующие отношения регулируются правилами настоящего Кодекса.

Отношения по договорам морской перевозки грузов, фрахтования судна на срок, фрахтования судна без экипажа, лизинга, буксировки, морского страхования регулируются законодательством государства по соглашению сторон, а по договору морской перевозки пассажира и морского круиза - также тем, что указано в пассажирском билете.

В случае отсутствии согласия сторон относительно применения права отношения сторон регулируются законодательством того государства, где учреждена, имеет основное место деятельности или постоянного пребывания сторона, являющаяся:

а) перевозчиком - в договоре морской перевозки и морского круиза

б) судовладельцем - в договорах фрахтования судна на срок и фрахтования судна без экипажа

в) лизингодателем - в договоре лизинга

г) собственником судна, осуществляет буксировку, - в договоре буксировки

д) страховщиком - В договоре морского страхования.

Стороны вправе отойти в договоре от правил этого Кодекса, касающейся соответствующего договора, если этими правилами не установлено иное.

Комментарий

В части 1 комментируемой статьи говорится о порядке применения норм КТМУ учитывая различные виды морехозяйственной деятельности, и соответственно, широкую сферу применения норм КТМУ. Основная цель закрепления правил, касающихся применения норм КТМУ, - определить сферу отношений, в которых является возможным применение норм КТМУ, и, во избежание недоразумений при применении норм КТМУ. Так, например, для с ' выяснения вопроса о применении раздела IV КТМУ, следует иметь в виду, что нормы этого раздела применяются не ко всем видам морских портов, - исключение составляют военные морские порты. А раздел II (за исключением статьи 40) и раздел III применяются только к судам, которые зарегистрированы в Украине.

Учитывая название статьи, остается открытым вопрос о коллизионные нормы. Ведь, коллизионные нормы - это по сути противоречия, имеет место при наличии как минимум двух норм права, регулирующих одинаковые общественные отношения и характеризуются различием их содержания. Поскольку статья посвящена вопросам применения норм КТМУ, ее нормы скорее носят отсылочных характер и с теоретической точки зрения направлены на реализацию норм права. Итак, содержание статьи вряд ли можно охарактеризовать как противоречие норм права, а ее название требует изменения на такое название " Сфера действия КТМУ и застосувальне право ". Такое название эт ' связывается с содержанием комментируемой статьи, в которой ч. 1 - посвящена вопросам определения сферы действия КТМУ, а ч. 2 - 4 - вопросам определения права, применимого к определенным видам договорных отношений.

В части 2 комментируемой статьи сформулирован принцип " автономии воли сторон договора ", который применяется при решении вопрос о применении права к правоотношениям, возникающим в сфере торгового мореплавания. Согласно указанному принципу, стороны самостоятельно, по своей согласия, выбирают право, определяет их права и обязанности ' связки. Однако, в отличие от аналогичных кодексов других стран, КТМУ: (а) ограничивает применение этого принципа к определенному круга договорных отношений, (б) закрепляет исключения для определенного круга договорных отношений. Ограничения к применению принципа " автономии воли " касаются следующих договорных отношений: отношения по договорам морской перевозки грузов, фрахтования судна на срок, фрахтования судна без экипажа, лизинга, буксировки, морского страхования. Исключается возможность применения принципа " автономии воли " по договору морской перевозки пассажира и морского круиза, поскольку для таких случаев предусмотрено применение законодательства, отмечено в пассажирском билете.

В части 3 комментируемой статьи закреплен принцип " места основания, основного места деятельности или постоянного пребывания стороны по договору ", который в юридической литературе также называют принципом " национальности стороны договора ". Закрепление этого принципа в КТМУ эт ' связывается с выполнением требований Гаагских и Гамбургских правил и отличает содержание КТМУ от КТМ СССР, в котором закреплялся принцип " места заключения договора ". Вместе с тем отметим, что применение этого принципа имеет свои особенности:

(а) этот принцип является производным от принципа " автономии воли сторон договора ", поскольку применяется в случае отсутствия согласия сторон договора о применении права к их правоотношений

(б) применение этого принципа имеет односторонний характер, поскольку применение прямо эт ' связывается с местом основания, основного места деятельности или постоянного пребывания одной из сторон договора, а именно:

- перевозчика - по договорам морской перевозки и морского круиза

- судовладельца - по договорам фрахтования судна на срок и фрахтования судна без экипажа

- лизингодателя - по договору лизинга

- владельца судна, осуществляющего буксировку, - по договору буксировки

- страховщика - по договору морского страхования.

В части 4 комментируемой статьи закрепляется право сторон по приведенным видам договоров определять право, что применяемом правоотношений, без применения норм комментируемой статьи, нормами КТМУ не установлено иное.

<Стаття 13 | Стаття 14 | Стаття 15>