Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 15. Поняття судна

Торговельне судно в цьому Кодексі означає самохідну чи несамоходное плавучее сооружение, используемое:

1) для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного или иного морского промысла, разведки и добычи полезных ископаемых, спасания людей и судов, терпящих бедствие на море, буксировки других судов и плавучих о ' объектов, осуществления гидротехнических работ или подъема имущества, затонувшего в море

2) для несения специальной государственной службы (охрана промыслов, санитарная и карантинная службы, защита моря от загрязнения и т.д.)

3) для научных, учебных и культурных целей

4) Спорт

5) для других целей.

Рыболовное судно в этом Кодексе - это любое торговое судно, используемое для рыбной или иного морского промысла.

Оснащение промысла являются неотъемлемой ' частью рыболовного судна, в связи ' связи с чем морские события, эт ' связанные с повреждением орудий промысла рыболовного судна другими судами, классифицируются как столкновения судов в море.

Ядерное судно в этом Кодексе - это судно, оборудованное ядерной энергетической установкой.

Комментарий

В комментируемой статье говорится о понятии, видах торговых судов, цель и способы их использования .

соответствии со ст. 24 Закона Украина от 10.11.94 г. " О транспорте " в состав морского транспорта входят предприятия морского транспорта, которые осуществляют перевозку пассажиров и грузов, порты и пристани, суда, судоремонтные заводы, морские пути сообщения, а также предприятия связи ' связи, промышленные, торговые, строительные и снабженческие предприятия, учебные заведения, учреждения здравоохранения ', физической культуры, научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации и другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, обеспечивающие работу морского транспорта. Учитывая это, отметим, что понятие " транспорт " является шире понятия " транспортное средство ", соответственно, понятия " морской транспорт " является шире понятия " морское судно "

- под морским транспортом следует понимать совокупность механических средств, с помощью которых осуществляются перевозки, и весь производственно-технологический комплекс, с помощью которого предоставляются услуги по перевозке и другие транспортные услуги потребителям в сфере торгового мореплавания

- под морским судном - разновидность транспортного средства, то есть устройство, которое предназначено для перевозки людей и (или) груза, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов.

Вместе с тем отметим, что в КТМУ используются понятия одинакового содержательного значения: судно (так называется раздел II КТМУ и такое понятие используется в названии многих статей КТМУ - см.. ст. ст. 5, 15, 21, 26, 32, 41, 161), торговое судно (Ч. 1 ст. 15 КТМУ), морское судно (ч. 1 ст. 13 КТМУ). Вывод об одинаковом содержательное значение можно сделать ввиду того, что для всех категорий судов применяются нормы КТМУ, и все они используются в целях торгового мореплавания:

- для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного или иного морского промысла, разведки и добычи полезных ископаемых, спасания людей и судов, терпящих бедствие на воде, буксировки других судов и плавучих о ' объектов, осуществления гидротехнических работ или поднятия имущества, затонувшего

- для несения специальной государственной службы (охрана промыслов, санитарная и карантинная служба, защита от загрязнения т.д.)

- для научных, учебных и культурных целей

- для спорта и других целей.

Обратимся к основным критериям классификации торговых судов, определенных в Инструкции по составлению государственной статистической отчетности о наличии торговых судов по форме N 2-вод, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 22.02.2001 г. N 102.

1) По районам плавания торговые суда подразделяются:

- на речные, предназначенные для судоходства по внутренним водным путям (Реках, озерах, каналах) без права выхода в море

- морские, предназначенные для плавания в морских территориальных водах Украины с выходом в нейтральные и территориальные воды других стран

- смешанного типа " река-море ", предназначенные для судоходства по внутренним водным путям (реках, озерах, каналах) с правом выхода в море.

2) По наличию двигателя торговые суда делятся на:

- самоходные, которые оснащены самостоятельной подвижной установкой (двигателем)

- несамоходные, которые не имеют собственной подвижной установки (двигателя), и движение которых осуществляется с помощью самоходных судов.

3) По назначению торговые суда делятся на:

- транспортные, основными типами которых являются пассажирские, грузовые (наливные, универсальные, навалочные, контейнеровозы, Рефрижираторные т.п.) и грузопассажирские суда

- рыболовные, к которым относятся промышленные и промышленно-перерабатывающие суда

- специального назначения, основными типами которых спасательные, патрульные экспедиционные, буровые судна, китобазы, ледоколы и т.д.

- технические, к которым относятся грунтовозни и нефтесборные суда, плавучие доки и мастерские и т.д.

- служебно-вспомогательные (Буксирные и лоцманские суда, плавучие краны, плавучие отели и рестораны и т.д.).

Учитывая вышесказанное, срок " торговые суда " применяется в всех видов судов и имеет общее значение, тогда как по критерию назначения, способа и цели использования этот срок должен применяться к определенным в Инструкции в отдельную категорию " транспортных судов " - судов, используемых для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Автор этого комментария считает, что общей правовой категорией является понятие " судно ". Поэтому, в порядке совершенствования КТМУ и внесении изменений в приведенной Инструкции, следует учесть, что понятие " судно ", " торговое судно ", " морское судно " разграничиваются, имеют разное значение и соотносятся друг с другом как общее и специальное. Судно - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое по водным путям с определенной целью. Разновидностями судов, в зависимости от того, в каких водных пространствах (район плавания) и с какой целью (назначение судна, цель и способ использования) оно используется, соответственно, является морское судно, речное судно, торговое, рыболовное, ядерное судно и т.д..

соответствии комментируемой статьи:

(а) рыболовное судно - это любое торговое судно, используемое для рыбного или иного морского промысла. Оснащение промысла является неотъемлемой ' частью рыболовного судна, в связи ' связи с чем морские события, эт ' связанные с повреждением орудий промысла рыболовного судна другими судами, классифицируются как столкновения судов в море.

(б) ядерное судно - это судно, оборудованное ядерной энергетической установкой. Согласно Конвенции об ответственности операторов ядерных судов 1962 ядерная энергетическая установка - это любая энергетическая установка, в которой в качестве источника энергии используется или существует намерение использования ядерного реактора независимо от того, применяется ли он для движения судов или для других целей.

Однако, по своей правовой природе рыболовное и ядерное судно является разновидностями судов, но не являются товарными судами. Торговое судно - это судно, используемое для перевозок в сфере торгового мореплавания.

В юридической литературе остается актуальным вопрос о правовом значение квалификации плавучего сооружения как суда. В частности, Егоров Л.М. о разграничении понятий " плавучее сооружение " и " судно " в своих исследованиях отмечает, что в отличие от других плавучих сооружений, яхта инженерным сооружением, которая предназначена для использования в судоходстве и в нем используется, характеризуется признаками мореходности и наличия флага. Подтверждением правового статуса плавучего сооружения как морского судна является его внесения в судовой реестр. По нашему мнению, понятие " плавучее сооружение " и " судно " не размежеваться, а соотносятся как общее и специальное, поскольку любое судно является плавучей сооружением несмотря на то, как оно используется. Например, пассажирское морское судно, может быть использовано для морских круизов или как плавучий отель.

судно и в частности, торговое судно, как об ' объект имущественных отношений, характеризуют следующие положения:

1) Судно является разновидностью транспортных средств и имеет определенную сферу использование - торговое мореплавание.

2) Судно является особым видом имущества, характеризуют следующие признаки: во-первых, это предмет материального мира, то есть дело в отношении которого могут возникать права и обязанности ' связки, во-вторых, это неделимая вещь, поскольку ее разделение может привести к потере целевого назначения, в-третьих, судно относится к движимым вещам, т.е. движимого имущества, однако, согласно ч. 2 ст. 181 ГКУ на морские суда, суда внутреннего плавания распространен режим недвижимой вещи.

3) Судно является об ' объектом права собственности.

4) Судно, в зависимости от вида и назначения может принадлежать к такой категории об ' объектов, нахождение которых в обороте не допускаться или пребывание которых допускаться по специальному разрешению (это касается, например, определенной категории судов - военных, ядерных судов).

5) Суда является об ' объектами имущественных отношений в сфере хозяйствования, это вещи, которые имеют стоимостное определение, могут производиться или использоваться в деятельности субъектов ' ведения хозяйства и отражаются в их балансе или учитываются в других предусмотренных законом формах учета имущества субъектов ' ведения хозяйства (ст. 139 ГКУ).

(а) В соответствии с п. 5.1.5, 22 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 7 " Основные средства ", утвержденного приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. N 92, суда, как разновидность транспортных средств, относятся к основным средствам, информация о которых раскрывается в финансовой отчетности субъектов ' ведения хозяйства и стоимость которых об ' объектом амортизации.

(б) В составе имущества субъектов ' ведения хозяйства суда могут выступать как товар: быть об ' объектом работ, которые выполняются или произведенной продукцией. В частности, в процессе строительства морского судна, оно о ' объектом соответствующих работ. А в случае построенных морских судов, они произведенной продукцией.

(в) Транспортные средства могут выступают об ' объектами различных имущественно-хозяйственных и организационно-хозяйственных обязательства ' язань.

6) Согласно ст. ст. 115 ГКУ, 86 ХКУ суда могут выступать вкладам участников и учредителей хозяйственных обществ. Однако, по некоторым суб ' ведения хозяйства законодательством предусмотрены исключения. Например, транспортные средства не могут быть вкладами участников или учредителей в уставный фонд хозяйственного общества - страховой компании, поскольку ст. 2 Закона Украины " О страховании " в редакции от 04.10.2001 г. предусмотрено формирование уставного фонда страховщиков исключительно в денежной форме.

Анализ специальной литературы по вопросам правового статуса судна дает оснований говорить о различных научные взгляды и определять об ' объективную и суб ' объективную концепции по статусного вопроса. Об ' объективная концепция определения правовой категории " судно " считается автором этого комментария наиболее обоснованной, и, учитывая вышеприведенные положения, характеризующие судно однозначно дает оснований определять судно как имущество, т.е. вещь. С этим собственно и эт ' связано определение суда об ' объектом правоотношений. С другой точки зрения, что характерно для субъектов ' объективной концепции, судно следует рассматривать не только как имущество, вещь, но и как человека, учреждение, предприятие ' объект, который наделен соответствующими правами и обязанности ' связями. Однако, отметим, что наделение правами и обязанности ' связями, применение штрафных санкций и определения вины, всегда адресуются владельцу судна или судовладельцу (см. комментарий к ст. 20), то есть суб ' ектови правоотношений, осуществляющий использования судна. Итак, так называемый принцип " переадресации " и общепризнанное разграничения понятий " вещи ", " суб ' объект " и " об ' объект " правоотношений, по нашему мнению, дают оснований утверждать, что судно - это вещь, имущество, и поэтому всегда должен определяться как о ' объект правоотношений.

<Стаття 14 | Стаття 15 | Стаття 16>