Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 150. Надконтрсталійний час

При загрузке судна в случае окончания контрсталийного времени перевозчик вправе взыскать причиненные ему последующей задержкой судна убытки и отправить судно в рейс, если даже весь оговоренный груз не погружен на судно по причинам, не зависящим от перевозчика. При этом перевозчик сохраняет право на получение полного фрахта.

Комментарий :

Иногда при сталии невозможно закончить грузовые операции, и правоотношения сторон договора морской перевозки груза переходят в новую стадию - надконтрсталийний время (детеншн).

Детеншн следует рассматривать двояко: по отношению к отправителю и по отношению к перевозчику. В первом случае детеншн является санкцией за задержку судна сверх сталийное время, а относительно перевозчика - компенсацией его убытков, возникших вследствие задержки судна под грузовыми операциями сверх обусловленного срока.

Во французском морском праве понятие "надконтрсталия" охватывает два ее вида, которые в течение длительного времени сочетали, хотя они имеют существенное различие. Надконтрсталия первого вида условно определяется как понадпростийний время и представляет собой задержку судна под грузовыми операциями по окончании простоя. Стороны этой надконтрсталии и вознаграждение за нее, которую должен уплатить отправитель перевозчику, заранее оговариваются сторонами в договоре. Надконтрсталия второго вида не фиксируются в договорном порядке. Таким образом, разграничение между двумя видами надконтрсталии заключается в том, что первый ее вид оговаривается сторонами в договоре как дополнительный срок до простоя (контрсталийного) времени, тогда как надконтрсталия второго вида не предвидится договору. Однако, определяя разделение надконтрсталии на два вида, следует заметить на практическую ограниченность применения этого разделения, поскольку большинство судовладельцев поддерживают английскую систему морскому праву, знает только контрсталию, есть простой (demurrage) и надконтрсталию как убытки вследствие понадпростою, не предусмотрены сторонами в договоре (detention).

В советском морском праве термины "стали и", "контрсталия" и "надконтрсталия Однако в юридической литературе и некоторых нормативных актах применялись термины "стали и", "контрсталия" и "стояночный время".

В отличие от французского в советском морском праве под стояночным временем понимали все время нахождения судна в порту, а не только ту его часть, в течение которого судно непосредственно находится под грузовыми операциями.

Согласно комментируемой статье при погрузке судна в случае окончания контрсталийного времени перевозчик вправе взыскать причиненные ему последующей задержкой судна убытки и отправить судно в рейс, если даже весь оговоренный груз не погружен на судно по причинам, не зависящим от перевозчика. При этом перевозчик сохраняет право на получение полного фрахта.

Для реализации перевозчиком права, предусмотренного статьей 150 КТМУ, необходимо наличие таких условий:

1) окончания контрсталийного времени

2) на судно погружено не весь обусловленный договором груз по причинам, не зависящим от перевозчика

3) отправитель или получатель не отказались от договора в установленном статьями 156 - 158 КТМУ порядке.

При этом не имеет значение, установлен срок контрсталии соглашению сторон или согласно ставкам, принятым в соответствующем порту. Причинами и соответствующими препятствиями при погрузке могут быть действия отправителя или получателя, третьих лиц, власти или причины, имеющие природный или общественный характер, и поэтому находятся вне контроля перевозчика.

При наличии всех вышеуказанных условий перевозчик вправе получить провозную плату за ненагруженную количество груза, которую отправитель обязан предоставить для перевозки согласно договору перевозки, то есть так называемую "мертвую провозную плату". Она начисляется по ставкам, по которым оплачено перевозки сданного на судно груза за исключением стоимости погрузки и разгрузки не представленного к перевозке груза, если она входит в пруду провозной платы.

Перевозчик вправе отправить судно в рейс только в случае непредъявления отправителем обусловленной количества груза для перевозки до течения контрсталийного времени. Если прием груза к перевозке осуществляется при контрсталии, перевозчик теряет право отправить судно в рейс, даже если крепление и сепарация груза должны были задержать судно сверх установленного контрсталийного время.

<Стаття 149 | Стаття 150 | Стаття 151>