Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 16. Форми власності на судно

Суда Украины могут находиться во всех формах собственности, если иное не предусмотрено законодательными актами Украины.

Ядерное судно должно находиться только в государственной собственности.

Комментарий :

Как уже нами отмечалось, судно является разновидностью транспортных средств.

соответствии со ст. 9 Закона Украины " О транспорте ", транспортные средства, сооружения, финансовые ресурсы, оборудование транспорта, пути сообщения, закрепленные за предприятиями, о ' объединениями, учреждениями и организациями Министерства транспорта Украины (ныне - Министерства инфраструктуры), является общегосударственной собственностью и принадлежат к единой транспортной системы. В общегосударственной собственности могут также находиться транспортные средства, сооружения, оборудование транспорта, закрепленные за предприятиями, о ' объединениями, учреждениями и организациями других министерств и ведомств (ведомственный транспорт). Транспортные средства, сооружения, финансовые ресурсы, оборудование транспорта и дорожного хозяйства, закрепленные за предприятиями, учреждениями и организациями местных советов, относятся в коммунальную собственность. Транспортные средства, сооружения, оборудование транспорта могут находиться в собственности предприятий, об ' объединений, учреждений, организаций и граждан.

соответствии Конституции Украины, положений гл. 23 ГКУ, имущество может находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. Согласно комментируемой статье, это касается всех видов судов, кроме ядерных судов, которые могут находиться только в государственной собственности.

Право собственности на судно возникает на основании юридических фактов, определенных в законодательстве, которые принято называть способами возникновения права собственности. Согласно ст. 328 ГК Украины право собственности приобретается на основаниях, не запрещенных законом, частности из сделок и считается приобретенным правомерно, если иное прямо не вытекает из закона или незаконность приобретения права собственности не установлена в гл. 24 ГК Украины способы приобретения права собственности в юридической литературе принято относить к первоначальным или производным способам. Итак, в первом случае право собственности на судно возникает впервые или независимо от предыдущих владельцев (например, строительство судна, его национализация, конфискация и т.п.), а во втором - право нового владельца возникает на основании права собственности предыдущего собственника вследствие волеизъявления последнего (например, отчуждение судна по договору купли-продажи).

Возникновение права собственности на судно одновременно предусматривает прекращение этого права у другого субъекта ' объекта. Перечень оснований прекращения права собственности приведены в ст. 346 ГК Украины.

Рассмотрим некоторые из приведенных способов приобретения права собственности, которые являются наиболее характерными для права собственности на суда.

Строительство нового судна - это длительный процесс, в результате которого возникает новая вещь. При строительстве морских судов используются типовые формы договора, разработанные Ассоциацией судостроителей Японии, Ассоциацией западноевропейских судостроителей т.п.. Согласно ст. 19 КТМУ право собственности на строящееся судно, регулируется законодательством государства, на территории которого находится такое судно, если договором на строительство судна не установлено иное.

Право собственности на судно может возникать вследствие признания его бесхозной вещью в случаях, предусмотренных ст. 335 ГК Украины: когда владелец судна отказался от него (например, судно, брошенное его владельцем в результате посадки на мель) когда владелец судна неизвестен (Например, судно затонуло в пределах территориальных вод Украины) когда владелец утратил право собственности на судно в силу закона (например, потеря права на морское судно, затонувшего).

Согласно ст. ст. 123 - 124 КТМУ в случаях, когда имущество, которое затонуло, ставит непосредственную угрозу безопасности судоходства, жизни или здоровью ' й человек, загрязнению окружающей среды, а владелец имущества не сделает заявления либо не поднимет имущество в установленный срок, он теряет право собственности на это судно это судно становится государственной собственностью. Это исключение касается мер государства, направленных на обеспечение безопасности при использовании атомной энергии, и является производным от норм законодательства Украина, регулирующих использование атомной энергии и международными договорами.

Производные способы приобретения права собственности на судно возникают из договоров об отчуждении. К таким относится договор купли-продажи, по которому на практике разработаны соответствующие проформы, учитывающие специфику того или иного судна, подлежащего отчуждению, а также его характеристики - новое или такое, что уже было в пользовании и т.п. (например типовая форма NSF, которая была разработана Ассоциацией судовых брокеров Норвегии и поддержана международной организацией БИМКО).

Договором об отчуждении судна является договор лизинга судна. По договору лизинга судна владелец судна (лизингодатель) обязательства ' связывается передать фрахтователю (лизингополучателю) судно без экипажа для использования в целях торгового мореплавания на определенный срок, по истечении которого в лизингополучателю переходит право собственности на судно (см. комментарий к ст. ст. 215, 216, 217, 218, 219, 220 и 221 КТМУ).

Еще одним основанием возникновения права собственности на яхта отказ владельцем от своих прав на судно вследствие Абандон. Абандон является заявление страхователя об отказе от своих прав на застрахованное судно и получения полной страховой суммы в случаях: пропажи судна без вести; экономической нецелесообразности восстановления или ремонта застрахованного судна; захвата судна, если захват продолжается более двух месяцев. Заявление Абандон является основанием перехода права собственности на морское судно к страховщику по договору морского страхования (см. комментарий к ст. ст. 271, 272 и 273 КТМУ).

Прекращение права собственности на судно происходит на общих основаниях в связи ' связи с заключением соответствующих договоров, а также в результате отказа от права собственности путем совершения действий, свидетельствующих о соответствующем волеизъявления собственника. Например, судно, потерявшее свои свойства, может быть отнесено к категории " имущества, затонувшего " (п. 1 ст. 120 КТМУ). В этой ' связи владельца может быть обязательства ' связано уничтожить это морское судно (п. 1 ст. 123 КТМУ), тогда как порт имеет право за счет владельца уничтожить это судно (п. 3 ст. 123 КТМУ). Имущество, поднятое портом вследствие того, что оно составляло непосредственную угрозу безопасности судоходства, жизни и здоровью ' й людей или загрязнения окружающей среды, может быть истребовано его собственником в течение двух лет со дня, когда имущество было фактически поднято. Если поднят имущество реализовано портом из-за невозможности или нецелесообразности его хранения, владельцу имущества возвращается вырученная от реализации сумма за вычетом всех расходов, понесенных портом в связи ' связи с поднятием, хранением и реализацией имущества (ст. 126 КТМУ). Таким образом законодатель предусмотрел возможность сохранения за первоначальным владельцем его прав в отношении собственности на судно.