Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 166. Заява про нестачу або пошкодження груза

Якщо під час прийому вантажу, що перевозиться за коносаментом, одержувач письмово не заявив перевізнику о недостатке или повреждении груза, считается, если иное не будет доказано, что получатель получил груз согласно условиям коносамента.

Если груз был осмотрен и проверен получателем вместе с перевозчиком, то получатель может не делать указанной в первой части этой статьи заявления.

В случае , если утрата, недостача или повреждение не могли быть обнаружены при обычном способе приемки груза, заявление перевозчику может быть сделано получателем в течение трех суток после принятия груза.

Договоры, противоречащие этой статьи, недействительны.

Комментарий :

При приеме груза получатель вправе заявить перевозчику о недостаче или повреждении груза. Если груз был осмотрен и проверен получателем вместе с перевозчиком, получатель может не делать указанного заявления. В случае, если утрата, недостача или повреждение не могли быть обнаружены при обычном способе приемки груза, то заявление перевозчику может быть сделано получателем в течение трех суток после принятия груза.

Таким образом, законодатель установил два условия реализации права получателя: во-первых, заявление может быть сделано только во время приема груза, во-вторых, заявление должно быть сделано в письменной форме. Однако на практике письменная форма такого заявления не предусматривает составления отдельного документа с соответствующим содержанием. Такое заявление носит характер предписания на документе, которым подтверждается факт принятия груза. Существенным, по нашему мнению, является тот факт, что законодатель предусматривает подачи такого заявления при приеме груза, в то время, когда пункт 6 статьи 3 Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 предусматривает возможность уведомления в порту выгрузки до или во время выдачи грузов и их передачи лицу, уполномоченному на их получение. Пункт 1 статьи 19 Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 предусматривает реализацию вышеупомянутого права получателя не позднее рабочего дня, следующего за днем Arial, sans-serif; "> Не всегда применимы положения пункта 6 статьи 3 Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., поскольку с юридической точки зрения выражение "при выдаче груза" требует уточнения - когда это время должно начинаться и когда он заканчивается, для того, чтобы получатель мог своевременно реализовать свое право.

На наш взгляд, практически направленным есть выражение "не позднее рабочего дня, следующего за днем Тогда возникает вопрос: возможно за один рабочий день обнаружить недостачу или повреждение груза

Дело в том, что недостача или повреждение могут иметь различный характер и способы их обнаружения, и поэтому по смыслу статьи 3 Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 и статьи 19 Конвенции ООН о морской перевозке груза 1978 принято отделять недостачу или повреждение общего характера, устанавливаются путем обычной внешней проверки груза, и, недостачу или повреждение, которые не являются явными, то есть не могли быть обнаружены при обычном способе приемки груза. Поэтому, если речь должна идти о недостатке или повреждении общего, то по нашему мнению, является правильным предостережение о том, что в этом случае право получателя должно быть реализовано не позднее рабочего дня, следующего за днем есть в нормальном состоянии. Однако, если недостача или повреждение не являются очевидными, то сам характер этих недостатков требует большего срока для получателя, чтобы подать перевозчику соответствующее заявление. Например, если груз прибыл в большой партии и имеет упаковку или перевозился в контейнерах, то внешний осмотр груза вообще невозможно при обычном способе приемки, а дальнейший осмотр требует большего чем три дня срока. К тому же за три дня после принятия груза от перевозчика, иногда не удается даже вывезти груз из порта, если он имеется в большом количестве, не говоря уже о том, что если груз перевозился в сообщении, то необходимо совершить действия по таможенному оформлению груза.

С учетом изложенного целесообразно установить срок 15 календарных дней после дня, следующего за днем ООН о морской перевозке груза 1978