Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 178. Освобождение перевозчика от ответственности за недостачу груза

Перевізник не відповідає за недостачу груза, прибывшего в порт назначения:

1) в исправных судовых помещениях, лихтерах, контейнерах с исправными пломбами отправителя (статья 147 настоящего Кодекса)

2) в целом и исправной таре без следов ее распаковки в пути

3) в сопровождении проводника отправителя или получателя, если только получатель не докажет, что недостаток груза произошла по вине перевозчика.

Комментарий :

В комментируемой статье определена категория обстоятельств, свидетельствующих о сохранности груза при перевозке и являются основаниями, освобождающие перевозчика от ответственности за недостачу груза.

Так, перевозчик не отвечает за недостачу, если груз прибыл:

1) в исправных судовых помещениях, лихтерах, контейнерах с исправными пломбами отправителя

2) в целом и исправной таре без следов ее распаковки в пути

3) в сопровождении проводника отправителя или получателя, если только получатель не докажет, что недостаток груза произошла по вине перевозчика.

Нами уже отмечалось (см. комментарий к ст. 147), которые сегодня применяются Правила морской перевозки грузов с опломбированием грузовых помещений пломбами отправителей (РД 31.10.20-89), утвержденные Министерством морского флота СССР 02.01.90 г. В соответствии с Правилами, прибытие груза в опломбированном грузовом помещении является свидетельством того, что перевозчик не имел доступа к такого груза. Однако, акцент в таком случае следует делать прибытия груза с исправными пломбами отправителя. Если пломбы повреждены, то выявлена настоящего Кодекса грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для предотвращения потерь, недостач и повреждения, должны подаваться к перевозке в исправной таре или упаковке, обеспечивающие полную сохранность груза при перевозке. Существует ряд требований к таре, в которой должен перевозиться тот или иной груз. Транспортная упаковка должна соответствовать требованиям нормативно-технической документации, иметь в наличии и целостности пломбы, замки и т.д. (например, тара вантажевих мест массой брутто одна тонна и более должна иметь особые устройства для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и крепления груза на судне - рифмы, крюки и т.д.). Поэтому, если по прибытии отсутствуют следы распаковки, то это не может быть основанием для ответственности перевозчика недостачу груза.

Особым видом тары контейнер. Применение контейнеров в торговом мореплавании не только освобождает отправителя от обязанности упаковать груз в соответствующую тару, способствует сохранению груза, устраняет возможность его потери, но и позволяет осуществлять перевозки непосредственно от склада отправителя до склада получателя без промежуточного сохранения и сортирування. Контейнерные морские перевозки создают благоприятные условия для комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ и имеют наконец больший экономический эффект. Для морской перевозки грузов могут применяться универсальные и специализированные контейнеры. Требования к применению и порядка использования контейнеров для морских перевозок грузов установлены Правилами перевозки контейнеров морским транспортом (РД 31.10.23-89), утвержденными Министерством морского флота СССР 02.01.90 г. Грузоотправителю должны предоставляться под погрузку контейнеры в исправном состоянии, пригодные для перевозки определенного груза и очищенные от остатков ранее перевозимого груза. Пригодность контейнеров к перевозке определенного груза определяется отправителем. При погрузке груза в контейнер грузоотправитель или его экспедитор обязаны положить в контейнер спецификацию на груз с указанием наименования груза и количества нагруженных мест. Контейнеры принимаются к перевозке по весу и пломбами грузоотправителя с внешним осмотром исправности контейнера и пломб. Контейнеры прибыли в порт назначения в исправном состоянии и с исправными пломбами грузоотправителя, выдаются получателю по наружному осмотру контейнера и пломбы без проверки количества мест, состояния и веса груза контейнере. В случае прибытия контейнера с техническими неисправностями, в результате которых существовала возможность доступа к грузу или его повреждения, или неисправностью пломб, перевозчик по требованию получателя и с его участием обязан раскрыть контейнер, сделать проверку количества мест, веса и состояния груза и при необходимости составить коммерческий акт.

На практике возможно грузоперевозки в неисправной таре соответствующим включением в коносамент оговорку об освобождении перевозчика от ответственности за повреждение или утрату груза вследствие недостатков тары. В этом случае оговорка указывает на признание отправителем установленных недостатков тары. Правовое значение такой оговорки заключается в том, что оно создает презумпцию невиновности перевозчика при неохраняемом перевозки вследствие недостатков тары и возлагает приведения доказательств его вины на отправителя. Напротив, отсутствие этого оговорки создает предположение в пользу отправителя надлежащее исполнение им своей обязанности по представлению груза к перевозке в исправной таре и упаковке.

Одним из способов перевозки является морской перевозке грузов с проводниками отправителя или получателя. Правилами морской перевозки грузов, сопровождаются проводниками отправителей или получателей, и проезда проводников (РД 31.10.16-89), утвержденными Министерством морского флота СССР от 02.01.90 г., установлен перечень грузов, которые могут перевозиться в сопровождении проводников отправителя или получателя:

- грузы, скоропортящиеся или требующие при перевозке специального обслуживания

- животные, птица, живая рыба

- овощи, растения, картофель, цитрусовые

- автомобили, тракторы и другие машины, которые уже были в эксплуатации

- ценные грузы

- другие грузы, которых с проводниками предусмотрено специальными правилами перевозки.

На каждую партию груза, направляется в один пункт назначения, отправителем назначается один проводник (количество проводников может быть увеличена, если этого требуют условия перевозки). В коносаменте делается отметка о том, что груз направляется в сопровождении проводника отправителя или получателя, а также указываются фамилия, имя, отчество руководителя, серия и номер его паспорта и номер удостоверения. Отправитель или получатель обязаны дать указания своему руководителю по его обязанностей во время сопровождения груза и выдачи его в месте назначения. Грузовладелец несет полную ответственность за повреждения или гибель судна и его оборудования при наличии вины проводника.

В обязанности проводника относится: непосредственная охрана груза он сопровождает, обеспечение животных, птицы и рыбы кормом и водой, очистка помещений, в которых они находятся и уход за ними; принятие необходимых мер для предотвращения порчи груза; надзор за креплением груза, а также выдача грузов получателю.

Ответственность за количество и качество груза, следующего в сопровождении проводника, несет грузовладелец. Перевозчик не отвечает за утрату, недостачу или повреждения груза, прибывшего в порт назначения в сопровождении проводника отправителя или получателя, если только получатель не докажет, что недостаток груза произошла по вине перевозчика. В случае повреждения или утраты груза вследствие обстоятельств, которые не зависят от перевозчика и которые подтверждаются актом о морском протесте, капитан суда по требованию проводника должен выдать ему справку о том, когда и где был оформлен морской протест.

В случаях, когда проводник не явился к отходу судна или оставил груз, он сопровождает, а также других обстоятельств, когда проводник не может сопровождать груз, администрация судна и порта обязаны созвать комиссию, проверить груз и составить акт общей формы, в котором определить причины проверки, количество и состояние груза. Для дальнейшего сопровождения груза ними может быть назначен другой проводника.

Груз, прибывший в порт назначения в сопровождении проводника, остается под его наблюдением до момента передачи получателю.

<Стаття 177 | Стаття 178 | Стаття 179>