Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 22. Технічний нагляд за морськими суднами

Технический надзор за морскими судами, независимо от форм собственности судна и его владельца, и их классификация осуществляются классификационным обществом, избранным судовладельцем.

Классификационное общество осуществляет технический надзор за:

1) пассажирскими, наливными судами, судами, предназначенными для перевозки опасных грузов, а также буксирами независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости

2) самоходными судами, не указанными в пункте 1 настоящей статьи, с мощностью главных двигателей 55 кВт и больше

3) судами, не указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, с валовой вместимостью 80 единиц и более.

Технический надзор за судами, не подлежат надзору классификационного общества, в зависимости от валовой вместимости и мощности главного двигателя осуществляется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Надзор за выполнением на судах требований международных договоров Украины осуществляется классификационным обществом по поручению Кабинета Министров Украины.

Комментарий

Технический надзор за судами - это комплекс мероприятий, осуществляемый государством для обеспечения выполнения судами, плавающими под его флагом, требований международных договоров и национального законодательства по соблюдению соответствующих стандартов при проектировании, конструирования и оборудования судов в целях безопасности судоходства.

Комментируемая статья содержит императивную норму, согласно которой технический надзор за морскими судами, а также их классификация независимо от форм собственности судна и владельца осуществляются классификационным обществом. Согласно распоряжению КМУ от 06.03.96 г. " О технический надзор за судами, которые имеют право плавания во флагом Украины " с целью обеспечения безопасности судоходства поручено осуществление технического надзора за судами, имеющих право плавания под флагом Украины, согласно требованиям международных договоров Украины с оформлением соответствующих документов от имени Правительства Украины таким классификационным обществам: Регистр судоходства Украины; Американское Бюро судоходства (American Bureau of Shipping), США; Бюро Веритас (Bureau Veritas), Франция; Германский Ллойд (Germanischer Lloyd), Германия; Греческий Регистр судоходства (Hellenic Register of Shipping), Греция; Дет Норске Веритас (Det Norske Veritas Classification as), Норвегия.

соответствии с постановлением КМУ от 08.06.98 г. N 814 " О совершенствовании технического , классификационного и судоходного надзора на морском и речном транспорте " образовано классификационное общество Регистр судоходства Украины. Регистр судоходства Украины (далее - Регистр) является национальным классификационным обществом, действует на правах государственного предприятия. Регистр осуществляет в пределах своей компетенции контроль за выполнением требований международных конвенций, соглашений и договоров, в которых участвует Украина. В состав Регистра входят главное управление по месту расположения в Киеве и территориальные структурные подразделения.

Основное задача, возложенная на Регистр, согласно ч. 2 комментируемой статьи, касается его исключительной компетенции - осуществлять технический надзор за:

1) пассажирскими, наливными судами, судами, предназначенными для перевозки опасных грузов, а также буксирами независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости

2) самоходными судами, не указанными в пункте 1, с мощностью главных двигателей 55 кВт и больше

3) судами, не указанными в пунктах 1 и 2, валовой вместимостью 80 единиц и более.

Технический надзор за судами, не подлежат надзору классификационного общества, в зависимости от валовой вместимости и мощности главного двигателя осуществляется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Однако компетенция Регистра не ограничена полномочиями по техническому надзору за судами, в вышеупомянутом постановлении КМУ определены такие функции Регистра:

(а) согласование проектно-технической документации и технический надзор за строительством, переоборудованием, модернизацией и ремонтом судов, судовых механизмов, оборудования, устройств, холодильных установок, контейнеров, испытанием и изготовлением изделий и материалов судового снабжения и т.д. с оформлением соответствующих документов

(б) технический надзор за судами, которые эксплуатируются, путем проведения периодических и внеочередных осмотров, и выдача документов о пригодность судов к плаванию

(в) технический надзор за состоянием судоходных гидротехнических сооружений и гидротехнических сооружений портов, водных путей, морских терминалов, судостроительных и судоремонтных заводов

(г) ведение базы данных гидротехнических сооружений

(д) технический надзор за экологической безопасностью судов

(есть) технический надзор за другими об ' объектами и процессами промышленности и транспорта по поручению органов государственной власти;

(ж) ведение учета поднадзорных судов с ведением регистровой книги

(с) согласование проектов стандартов, руководящих документов, технических условий и других нормативных документов судостроения, судоремонта и технической эксплуатации флота

(и) экспертиза технического состояния судов и других об ' объектов надзора согласно нормативным документами

(и) другие услуги по классификации и сертификации систем качества и изделий промышленности Украины, а также зарубежных изделий, по согласованию с Госстандартом и согласно требованиям Украинской государственной системы сертификации продукции (УкрСЕПРО)

(и) издание инструкций, информационных и раз ' разъяснительную материалов по вопросам технического надзора, обмера и учета судов, судостроение и судоходства

(к) в пределах своей компетенции выдает корабли, зарубежные рейсы, свидетельства, предусмотренные международными договорами по вопросам торгового мореплавания.

Также отметим, что по смыслу комментируемой статьи судовладелец имеет право выбора классификационного общества. Однако, ввиду того, что КМУ определил перечень классификационных обществ, которые могут действовать от имени Правительства Украина, право на выбор ограничен кругом обществ с указанного перечня.

Классификационное общество, т.е. Регистр, кроме функций технического надзора за судами, осуществляет классификацию судов. Классификация судов - это урегулированные нормативными актами мероприятия по присвоению судну соответствующего класса согласно технических характеристик и/или особенностей конструирования и строительства. Классификация судов осуществляется Регистром и характеризуется следующими признаками: (а) обязанность ' связной характер, поскольку любое судно в соответствии со ст. 35 КТМУ должно иметь классификационное свидетельство, (б) правовой характер, поскольку условия и порядке классификации должны определяться в правилах, утверждающий Регистр, (в) процессуальный характер, поскольку процедура присвоения класса судну носит последовательный, поэтапный характер (г) документарный результат - за результатам Регистр выдает особый документ - классификационное свидетельство. Выдача классификационного свидетельства является свидетельством того, что судно отвечает требованиям мореходности.

<Стаття 21 | Стаття 22 | Стаття 23>