Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 233. Форма і содержание договора межпортовой буксировки

Договір міжпортового буксирування укладається у письмовій форме. Договор должен содержать условия о портах (пункты) отправления и назначения, о времени буксировки, о правах и обязанностях сторон, об ответственности за нарушение договора, о тех особенностях объектов, буксируемых и могут влиять на безопасность буксировки, о других обстоятельствах, которые стороны считают необходимым оговорить отдельно.

Комментарий :

По общему правилу договор межпортовой буксировки заключается в письменной форме, о чем указывает в. 233 Кодекса, в отличие от договора портового буксировки, который может заключаться и в устной форме. Документами, подтверждающими заключение договора, как правило, выступает транспортная накладная, предоставляемая отправителем и издана на ее основании буксировщиком квитанция о принятии судна или иного объекта, буксируемого.

Содержание договора межпортовой буксировки определяется особенностями каждого вида договора буксировки, в частности, объекта буксировки. Однако комментируемая статья в общем виде определяет те условия договора межпортовой буксировки, которые должны присутствовать в каждом в них. В частности, договор межпортовой буксировки должен содержать условие о правах и обязанностях сторон. Так, все обязанности сторон договора межпортовой буксировки делятся на две группы. Первая группа - это те обязанности, которые стороны должны осуществить до подачи буксира и принятия судна или иного объекта к буксировке. Вторая группа обязанностей выполняется в процессе буксировки и после его завершения. К первой группе обязанностей владельца буксируемого судна можно отнести обязанность привести судно или другой объект буксируется в состояние, пригодное для буксировки; предъявить судно или другой объект буксируется для осмотра и сдачи буксировщик вместе с необходимыми документами в установленный срок и т.п.. Что касается буксировщика, то на него возлагается обязанность предоставить в надлежащем месте и в оговоренный срок буксир, обеспечить его всем необходимым для буксировки и безопасного плавания, укомплектовать соответствующим экипажем, проверить судно или другой объект предъявляется для буксировки, в том числе проверить документы и пригодность этого объекта для буксировки т.д..

Важным условием любого договора межпортовой буксировки является условие об ответственности сторон. Ответственность сторон договора межпортовой буксировки прежде всего зависит от распределения обязанностей по управлению буксировкой. Так, согласно ст. 235 Кодекса межпортовых буксировкой управляет капитан буксирующего судна. Есть ответственность за вред, причиненный судну или другому объекту, буксируемого или имуществу, на нем находится, несет буксировщик, если не докажет отсутствия своей вины. Иной порядок ответственности по договору межпортовой буксировки может быть установлен соглашением сторон.