Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 279. Збитки, що належать до загальної аварии

До загальної аварії у разі ознак, зазначених у статті 277 цього Кодексу, зокрема, належать:

1) убытки выбрасыванием за борт груза или принадлежностей судна, а также убытки от повреждения судна или груза при принятия меры для общего спасения, в частности вследствие проникновения воды в трюмы через открытые для выбрасывания груза люки или другие сделанные для этого отверстия

2) убытки, причиненные судну или грузу при тушении пожара на судне, включая убытки от совершенного с этой целью затопления судна загорелось

3) убытки, причиненные намеренной посадкой судна на мель и снятием такого судна с мели

4) убытки от повреждения двигателей, других машин или котлов судна, находящегося на мели, причиненные попыткой снять судно с мели

5) чрезвычайные расходы, связанные с перегрузкой груза, топлива или предметов снабжения из судна в лихтеры, с наймом лихтеров и с обратной загрузкой на судно, сделанные при посадке судна на мель

6) убытки от повреждения или гибели груза, топлива или предметов снабжения, причиненные перемещением их на судне, выгрузкой с судна, обратной загрузкой и заключением, а также во время хранения в тех случаях, когда сами расходы на выполнение этих операций признаются общей аварией

7) расходы, сделаны с целью получения помощи как по договору о спасении, так и без него, в той мере, в какой спасательные операции осуществлялись с целью предотвращения опасности для судна, фрахта и груза

8) убытки от загрязнения окружающей среды, возникшее вследствие общей аварии

9) потеря фрахта, вызванная утратой груза, в тех случаях, когда утрата груза возмещается в порядке распределения общей аварии, при этом из фрахта исключаются расходы, которые были бы сделаны перевозчиком груза для его получения, но вследствие пожертвования сделаны не были.

Комментарий :

В комментируемой статьи определяются убытки, относятся к общей аварии. Однако в юридической литературе это принято называть видами общей аварии.

I. Общая авария, вызванная принятием мер общего спасания:

1) убытки выбрасыванием за борт груза или принадлежностей судна

2) убытки от повреждения судна или груза при принятии мер общего спасания, в частности вследствие проникновения воды в трюмы через открытые для выбрасывания груза люки или другие сделанные для этого отверстия

3) убытки, причиненные судну или грузу при тушении пожара на судне, включая убытки от совершенного с этой целью затопления судна загорелось

4) убытки, причиненные намеренной посадкой судна на мель и снятием такого судна с мели

5) убытки от повреждения двигателей, других машин или котлов судна, находящегося на мели, причиненные попыткой снять судно с мели

6) чрезвычайные расходы, связанные с перегрузкой груза, топлива или предметов снабжения из судна в лихтеры, с наймом лихтеров и с обратной загрузкой на судно, сделанные при посадке судна на мель.

Отметим, что все перечисленные виды убытков относятся к общей аварии, вызванной принятием мер общего спасания. Речь идет о наиболее распространенных на практике случаи, описание которых приведено в Йорк-антверпенских правилах (правила I, II, III, IV, V, VII, VIII). Однако в 1994 г. к этим Правил были внесены изменения, согласно которым речь должна идти об убытках, вызванных имуществу. Поскольку в комментируемой статье вместо слова "имущество" используются слова "судно" или "груз", ее содержание требует пересмотра. К тому же, при анализе убытков следует иметь в виду, что убытки во время тушения пожара, а также убытки, причиненные намеренной посадкой судна на мель, должны быть вызваны намеренно для того, чтобы их считать общей аварией. А относительно чрезвычайных расходов, связанных с перегрузкой груза, топлива или предметов снабжения из судна в лихтеры, с наймом лихтеров и с обратной загрузкой на судно, имевших место при посадке судна на мель, - не имеет значения тот факт, сделана посадка судна на мель намеренно или случайно.

II. Общая авария, связанная с повреждением или гибелью груза, топлива или предметов снабжения

До этого вида общей аварии относятся убытки от повреждения или гибели груза, топлива или предметов снабжения, причиненные перемещением их на судне, выгрузкой с судна, обратной загрузкой и заключением, а также во время хранения.

Об этом виде убытков говорится в Йорк-антверпенских правилах (правило XII). Для возмещения такого рода убытков следует иметь в виду следующее: (а) повреждение или гибель груза, топлива или предметов поставки могут иметь место как на судне, так и на берегу, (б) убытки могут быть вызваны не только при перемещении, но и во время выгрузки, загрузки, укладки и хранения, (в) для возмещения таких убытков необходимо доказать наличие причинной связи между ними и перемещением груза или поставки.

III. Общая авария вследствие затрат на спасение

К такого рода общей аварии относятся затраты, произведенные в целях получения помощи как по договору о спасении, так и без него, в той мере, в какой спасательные операции осуществлялись с целью предотвращения опасности для судна, фрахта и груза.

О эти расходы говорится в Йорк-антверпенских правилах (правило VI), согласно которым: (а) спасательная операция должна осуществляться ради общей опасности (для судна, фрахта и груза), (б) не признаются общей аварией расходы по спасанию судна, если оно находится в балласте или усилия по спасению только груза, (в) расходы признаются независимо от того, сделаны они по договору о спасении или без него (г) расходы на спасение могут включать не только вознаграждение за спасение, но и другие расходы судовладельца, понесенные в связи с этим.

IV. Общая авария, вызванная принятием мер по предотвращению загрязнения окружающей среды

К такого рода общей аварии относятся убытки от загрязнения окружающей среды.

О эти расходы говорится в Йорк-антверпенских правилах (правила II, V, VIII), согласно которым: (а) эти расходы должны быть осуществлены в рамках операции, которая осуществляется для общей опасности и которая дает право на вознаграждение за спасение, если бы осуществлялась третьей лицом, (б) эти расходы имеют место в условиях мероприятия аварийного судна в порт-убежище по указанию органов власти, (в) если затраты необходимы для того, чтобы судно оставалось в порту-убежище (г) эти расходы признаются общей аварией даже если для предотвращения загрязнения окружающей среды необходимо разгрузить, нагрузить или хранить груз.

V. Общая авария вследствие потери фрахта

К такого рода убытков относится потеря фрахта, вызванная утратой груза, в тех случаях, когда утрата груза возмещается в порядке распределения общей аварии, при этом из фрахта исключаются расходы, которые были бы сделаны перевозчиком груза для его получения, но вследствие пожертвования сделаны ни были.

О эти расходы говорится в Йорк-антверпенских правилах (правило XV), в соответствии с которыми расходы от потери фрахта за перевозку груза подлежат распределению таким же образом, как и убытки от потери самого груза. Однако с суммы потерянного фрахта исключаются расходы, которые были бы сделаны перевозчиком для того, чтобы заработать этот фрахт. Отметим, что по фрахту исключаются только те расходы, которые относятся к грузу, а потому затраты на зарплату и содержание экипажа сохраняются. Если в рейсе судовладелец должен оплатить портовые сборы, то они также не исключаются из фрахта. Если рейс должен продолжаться, то принимается во внимание фрахт, что может быть заработан судовладельцем.