Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 287. Визначення загальної вартості майна

Контрибуцийни взносы, связанные с общей аварией, отчисляются из действительной чистой стоимости имущества на момент окончания рейса, за исключением взносов за груз вычитаются из стоимости груза на момент выгрузки, определяемой по счету, выставленному получателю груза, а при отсутствии счета - с отгрузочной стоимости. Стоимость груза включает стоимость страхования и фрахт, кроме случаев, когда фрахт находится на риске интересов, чем груз, за Arial, sans-serif; "> Стоимость судна определяется без учета положительного или отрицательного эффекта бербоут-или тайм-чартера.

К этих ценностей прибавляется сумма, возмещаемая по общей аварии по пожертвования имущества, если только эта сумма не включена. При этом из суммы фрахта или проездной платы, находятся на риске судовладельца, исключаются заработная плата и расходы на содержание экипажа, не пришлось бы платить, если бы судно и груз полностью погибли при обстоятельствах, вызвавших общую аварию, и которые не были отнесены к общей аварии.

Кроме того, из стоимости имущества исключаются все дополнительные расходы, произведенные в отношении этого имущества после общей аварии, за исключением расходов, относящихся к общей аварии.

Груз и собственное имущество пассажиров, на которое коносамент не было выдано, не участвуют во взносах, связанных с общей аварией.

Комментарий :

Содержание комментируемой статьи соответствует правилу XVII Йорк-антверпенских правил и закрепляет порядок определения контрибуцийнои стоимости.

Контрибуцийна стоимость - это общая стоимость имущества (судна, груза и фрахта), в спиврозмири которой определяются взносы на покрытие убытков, возмещаются в порядке общей аварии.

Контрибуцийна стоимость определяется по следующим правилам:

1) Контрибуцийна стоимость определяется на основании действительной чистой стоимости имущества на момент окончания рейса судна.

2) К контрибуцийнои стоимости прибавляется сумма, возмещаемая в порядке распределения общей аварии за пожертвования имущества, если только эта сумма не включена.

3) При определении контрибуцийнои стоимости исключаются все дополнительные расходы, произведенные в отношении имущества после общей аварии, за исключением расходов, относящихся к общей аварии.

4) При определении контрибуцийнои стоимости имущества из суммы фрахта или проездной платы (платы за проезд пассажира), находящихся на риске судовладельца, исключается заработная плата и расходы на содержание экипажа, не пришлось бы платить, если бы судно и груз полностью погибли при обстоятельствах, вызвавших общую аварию, и которые не были отнесены к общей аварии.

5) При определении контрибуцийнои стоимости и взносов на покрытие убытков, связанных с общей аварией, не принимаются во внимание груз и собственное имущество пассажиров, на которое коносамент не было выдано. Однако приведенное правило носит неоднозначный характер, поскольку отличается от аналогичного правила Йорк-антверпенских правил: во-первых, речь должна идти о багаже которыми сопровождаются, а также почту, во-вторых, указание на коносамент исключена из правила, поскольку приведенные вещи могут перевозиться не только по коносаменту (например, по накладной).

Отметим, что по своей сути контрибуцийна стоимость имущества сочетанием стоимости груза, суда и фрахта. Так что в комментируемой статье особое внимание уделяется правилам определения стоимости груза и судна:

1) Контрибуцийна стоимость груза определяется на момент выгрузки груза исходя из стоимости, определяется по счету, выставленному получателю груза, а при отсутствии счета - с отгрузочной стоимости. Стоимость груза включает стоимость страхования и фрахт, кроме случаев, когда фрахт находится на риске интересов (грузовладельца). Из стоимости груза вычитаются суммы убытков от утраты или повреждения груза до момента его разгрузки.

2) Контрибуцийна стоимость судна определяется без учета положительного или отрицательного эффекта бербоут-или тайм-чартера. Это положение комментируемой статьи следует толковать следующим образом: для определения контрибуцийнои стоимости судна не имеет значения тот факт, кто осуществлял его эксплуатацию в момент общей аварии (осуществлял эксплуатацию владелец судна или судно находилось в тайм-чартере или бербоут-чартере).

<Стаття 286 | Стаття 287 | Стаття 288>