Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 3. Державне регулирование торгового мореплавания

Держава здійснює регулювання торговельного мореплавства через центральний орган виконавчої влади, що забезпечує формирование государственной политики в сфере транспорта, и другие центральные органы исполнительной власти в соответствии со своими полномочиями.

Согласно этим Кодексом, другими актами законодательства и международными договорами Украины центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере транспорта, в пределах своих полномочий при участии заинтересованных центральных органов исполнительной власти разрабатывает и утверждает нормативные документы по вопросам торгового мореплавания, инструкции, правила перевозок грузов, пассажиров, почты и багажа, правила перевозок в прямом смешанном и прямом водном сообщении, является обязательным ' Обязательными для всех юридических и физических лиц.

Правила эксплуатации рыболовных судов утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере безопасности мореплавания судов флота рыбного хозяйства.

Комментарий

Государство для реализации экономической политики, выполнения целевых экономических и других программ и программ экономического и социального развития на морском транспорте применяет разнообразные средства и механизмы регулирования хозяйственной деятельности.

Общие вопросы государственного регулирования торгового мореплавания определен ст. 12 ХКУ и ст. 3 КТМУ.

Необходимость осуществления государственного регулирование торгового мореплавания объясняется организационным и имущественным критериям: во-первых, государство выполняет функцию организации хозяйственной жизни общества в целом, во-вторых, государство является суб ' объектом права собственности относительно значительного массива имущества, в том числе в сфере торгового мореплавания (например, ядерные суда могут находиться только в государственной собственности, морские порты определяются государственными транспортными предприятиями и т.д.). Последнее обусловливает необходимость управления государственным сектором экономики со стороны государства как собственника.

Основными средствами регулирующего влияния государства на деятельность субъектов ' ведения хозяйства являются: государственный заказ, лицензирование, регулирование цен и тарифов.

Все приведенные способы государственного регулирования раскрыты в ст. ст. 13 - 17 ГК Украины и применяются в отношении торгового мореплавания. Государственное регулирование торгового мореплавания является составляющей государственной регуляторной политики. Организационно-правовые основы реализации государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности определены в Законе Украины от 11 сентября 2003 " Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности ". Согласно этому Закону, государственная регуляторная политика - направление государственной политики, направленный на совершенствование правового регулирования хозяйственных отношений, а также административных отношений между регуляторными органами или другими органами государственной власти и субъектов ' ведения хозяйства, недопущение принятия экономически нецелесообразных и неэффективных регуляторных актов, уменьшение вмешательства государства в деятельность субъектов ' объектов хозяйствования и устранение препятствий для развития хозяйственной деятельности, осуществляется в пределах, в порядке и способом, которые установлены Конституцией и законами Украины.

Государство осуществляет регулирование торгового мореплавания в соответствующих правовых формах и с помощью определенных методов.

Правовые формы государственного регулирования торгового мореплавания - это урегулированные нормами права, отличные по цели и способу осуществления виды деятельности государства и его органов в области торгового мореплавания.

К основным правовым формам относятся: планирование, управление, контроль, нормативное регулирование.

1. Планирование как правовая форма государственного регулирования торгового мореплавания - это определение с помощью правовых средств основных направлений и конкретных результатов деятельности субъектов ' ведения хозяйства в сфере торгового мореплавания.

Можно определить два вида планирования:

- директивное, т.е. обязанность ' обязательна для всех субъектов ' ведения хозяйства, которые осуществляют торговое мореплавание, применяется в государственном секторе экономики

- индикативное - носит рекомендательный характер, предусматривает поощрение для исполнителей плана и ориентирует их на желаемую для государства и общества поведение в сфере торгового мореплавания.

2. Управление как правовая форма государственного регулирования торгового мореплавания - это принятие компетентным органом юридически значимых решений для субъектов ' ведения хозяйства, осуществляющих торговое мореплавание по оперативным вопросам.

Управление безопасностью судоходства на морском транспорте урегулирован Положением о системе управления безопасностью судоходства на морском и речном транспорте (далее - субси МРТ), утв. приказом Минтранса Украины от 20.11.2003 г. N 904.

субси МРТ - совокупность организационной структуры, деятельности и соответствующих ресурсов и методов для формирования, осуществления, анализа и актуализации государственной политики в области БС на МРТ

Управление БС на МРТ - система планомерных и целенаправленных мер, в том числе подготовка, принятие и реализация на МРТ управленческих решений, направленных на обеспечение БС.

Управление БС на МРТ должна обеспечивать выявление и оценку факторов, влияют на уровень безопасности, включая факторы риска, подготовку, принятие и реализацию управленческих решений, направленных на обеспечение надлежащего уровня БС.

Комплексное управления безопасностью транспорта осуществляли в 2010 г. Министерство транспорта Украины, потом Министерство транспорта и связи ' связи Украины, а в соответствии с Указом Президента Украина от 09.12.2010 г. N 1085/2010 " Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти " - Министерство инфраструктуры Украины. Управление БС на МРТ осуществляет Государственная служба морского и речного транспорта (Укрморречфлот). Управление БС на предприятии, в учреждении, организации МРТ осуществляет руководитель предприятия, учреждения, организации. Управление БС на судне осуществляет капитан судна (судоводитель).

Управленческие решения различаются по:

время управления - на стратегические, тактические, оперативные

степени участия специалистов - на индивидуальные, коллективные, коллегиальные

содержанием управленческого процесса - на организационные и технические.

Система управления безопасностью судоходства охватывает комплекс мер, направленных на:

защита человека - защита его жизни, здоровья ' я имущества, его прав по использованию территориального моря, внутренних вод и водоемов общего пользования для труда, отдыха, спорта, водных ресурсов, в том числе и для судоходства

защита окружающей среды - его защита от негативного воздействия судоходства

суда - их состояние, условия плавания и пребывания на них человека

водные пути - их пригодность, условия плавания ними

береговые о ' объекты - их соответствие стандартам безопасности судоходства, готовность и надежность.

Главной целью субси МРТ является обеспечение безопасного функционирования МРТ и предупреждения аварийных событий.

Главными задачами Субси МРТ являются:

А) обеспечение безопасной эксплуатации судов, безопасности судового персонала, пассажиров, сохранности грузов, предотвращения загрязнения окружающей среды с судов

Б) обеспечение надлежащего состояния путей движения судов, функционирования береговых об ' объектов МРТ и безопасности берегового персонала

В) обеспечение поиска и спасения людей и судов на море, ликвидация опасных загрязнений морской среды.

К об ' объектов управления субси МРТ относятся предприятия, учреждения, организации МРТ:

украинские СК

украинские морские суда;

морские порты и терминалы Украины

лоцманские службы

службы и посты регулирования движения судов

гидрографические предприятия (учреждения)

морские аварийно -спасательные службы, подразделения

предприятия морского н ' связи

учебные заведения, другие учреждения по обучению, подготовке и переподготовке плавсостава и береговых специалистов МРТ

другие предприятия, организации, учреждения, деятельность которых эт ' связана с обеспечением БС.

Кроме того, субси МРТ включает:

- плавсостав украинских морских и речных судов

- пассажиров и грузы, перевозимые украинскими судами

- работников портовых и береговых служб МРТ

- иностранные морские суда и их экипажи, под время их пребывания в территориальном море и внутренних водах Украины.

3. Контроль как правовая форма государственного регулирования торгового мореплавания - это установление компетентными органами степени соответствия фактических направлений и результатов деятельности субъектов ' ведения хозяйства, осуществляющих торговое мореплавание, установленным государством правилам, нормам и нормативам, а также выявление нарушений в деятельности этих субъектов ' объектов, принятие мер по их устранению, в т.ч. применение соответствующих санкций.

Государственными органами, которые осуществляли контроль за хозяйственной деятельностью в сфере торгового мореплавания в 2010 г. были Министерство транспорта Украины, Министерство транспорта и н ' связи Украины, Государственная администрация морского и речного транспорта (Укрморречфлот), а в соответствии с Указом Президента Украины от 09.12.2010 г. N 1085/2010 " Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти " - Министерство инфраструктуры Украины, Государственная служба морского и речного транспорта (Укрморречфлот).

По своим статусом, определенным указанным Указом Президента, Мининфраструктуры является главным (ведущим) органом в системе центральных органов исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в различных сферах, в том числе в области транспорта, мореходства. Укрморречфлот является органом исполнительной власти в области морского и речного транспорта, координируется Вице-' премьер министра Украины и подчиняется Мининфраструктуры. В положениях о статусе приведенных органов законодатель должен учесть требования комментируемой статьи, согласно которой центральный орган исполнительной власти в области транспорта в пределах своих полномочий при участии заинтересованных центральных органов исполнительной власти разрабатывает и утверждает нормативные документы по вопросам торгового мореплавания, инструкции, правила перевозок грузов, пассажиров, почты и багажа, правила перевозок в прямом смешанном и прямом водном сообщении, является обязательным ' Обязательными для всех юридических и физических лиц.

4. Нормативное регулирования как правовая форма государственного регулирования торгового мореплавания предусматривает установление компетентными государственными органами правил осуществления торгового мореплавания.

Можно указать на три важных события, произошедших к вопросу нормативное регулирование торгового мореплавания:

1) Выполнение Распоряжение Президента Украины " О правовом урегулировании деятельности морского транспорта Украины " от 03.01.93 г. N 1/93-рп. В котором указывается на необходимость с целью защиты интересов Украины, создать базу для правового урегулирования отношений, эт ' связанных с морскими перевозками, в частности:

Кодекса торгового мореплавания Украина

Устава Морского Регистра Украины

Положение о Государственном судовой реестр Украины;

Правил перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты морским транспортом Украины

Уставов службы на судах

Положение о расследовании аварий судов

Порядка осуществления дознания на морских судах

Положение о капитане порта

Положения о капитане морского торгового порта

Положение о капитане рыбного порта

Положение о морской торговый порт;

Положение о государственных морских лоцманов

Положение о паспорте моряка

Положение о звании лиц командного состава морских судов.

2) Принятие КТМУ от 23 мая 1995

3) Современное нормативное регулирование, предусматривающее принятие непринятых нормативных актов и совершенствование существующих нормативных актов.

Главное внимание сегодня уделяется адаптации нормативно-правовых актов, регулирующих торговое мореплавание, к законодательству Европейского Союза и международного права в соответствии с Законом Украины от 18 марта 2004 " Об Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза ". Адаптация законодательства Украины к законодательству ЕС является приоритетной составляющей процесса интеграции Украины в Европейский Союза, что в свою очередь является приоритетным направлением украинской внешней политики. Адаптация законодательства - процесс приведения законов Украины и других нормативно-правовых актов в соответствие с acquis communautaire. Acquis communautaire - правовая система Европейского Союза, которая включает акты законодательства Европейского Союза (но не ограничивается ими), принятые в рамках Европейского сообщества, Общей внешней политики и политики безопасности и Сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел. В Программе определены приоритетные сферы, в которых осуществляется адаптация законодательства Украины, среди которых есть транспорт.