Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Статья 304. Ответственность владельца судна за загрязнение

Власник судна відповідає за шкоду від забруднення, заподіяну вследствие утечки из его судна или сброса с него нефти или других веществ, вредных для здоровья людей или живых ресурсов моря (далее - Загрязняющие вещества), по исключением случаев, предусмотренных статьей 305 настоящего Кодекса.

Ущерб от загрязнения - это вред, причиненный по пределами судна загрязняющих веществами морской среде, побережью или любым вторым объектам (судам, рыбопромысловыми орудия и т.п.). Она включает также стоимость разумных мер, принятых любой лицом после события, которое могло повлечь или повлекло утечка или сброс загрязняющих веществ, для предотвращение или уменьшения ущерба от загрязнения, а также убытки, причиненные вследствие принятия таких мер.

Комментарий

В комментируемой главе воспроизведены положения Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г. (Закон Украины о присоединении к Конвенции от 4 июля 2002). Настоящая Конвенция была принята еще в Брюсселе в 1969 г., однако поправки Протоколом 1992 стали основанием считать ее Конвенции 1992 г. (далее по тексту используется сокращенное название - Конвенция 1992 г.) Принятие этой Конвенции связывается с проведением в 1958 конференции ООН в морском праву и Принятием Конвенции об открытом море, в согласовании с которой все страны Должны были в национально законодательстве предусмотреть правила предупреждения загрязнения моря нефтью.

Затем вопрос о предупреждения загрязнения моря приобрел еще большую актуальности. Поэтому дальнейшее формирование норм международного права направлены на предупреждение загрязнения Не только нефтью, но и другими отходами и материалами. В этом свидетельствует принятие Международной конвенции по предупреждению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78), Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Международной конвенции Относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г., Конвенции о защите Черного моря от загрязнения 1992 и других международных актов.

Да, в частности, статья IX Конвенции о защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская Конвенция от 1992 года) призывает Договаривающиеся стороны к сотрудничеству с целью предотвращение, уменьшения и борьбы с загрязнением окружающей среды Черного моря, которое возникает вследствие чрезвычайных ситуаций, в согласовании с Протоколом о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Черного моря нефтью и другими вредными веществами в результате чрезвычайных ситуаций (Протокол о чрезвычайных ситуациях). Поэтому Украина, Россия, Турция, Болгария, Грузия, Румыния приняли План действий в чрезвычайных ситуациях на Черном море (далее - План) для быстрого и эффективного реагирования на инциденты загрязнения моря. План состоит из двух частей: реагирование на нефтяные разливы; реагирования на другие, чем нефть, вредные вещества. Договаривающиеся стороны согласовалы Соответствующие обязательства, прежде всего касающихся: развития национального планирования действий в чрезвычайных ситуациях и способности реагирования на загрязнение; распространения информации вторым Сторонам Относительно национальной организации и компетентных национальных органов власти; информирование других Сторон в всех инцидента загрязнения, их последствия и в предпринятых действиях, а также оказания помощи сторонам просит помощи. Кроме того, каждая Договаривающаяся Сторона обязана Поддерживать и развивать, самостоятельно или через двустороннее или многостороннее сотрудничество, свои планы действий в чрезвычайных ситуациях на Черном море и средства борьбы с загрязнением моря нефтью. Эти средства Должны включать, в частности, оборудование, суда, авиационную технику и личный состав, готовы к действиям в случаях чрезвычайных ситуаций.

Согласно содержанию комментируемой статьи" ущерб от загрязнения "является ключевым для определения случаев, на которые распространяется КТМУ. Итак, вред от загрязнения - это вред, причиненный по пределами судна загрязняющих веществами морской среде, побережью или любым вторым объектам (судам, рыбопромысловыми орудия и т.п.). Она включает также стоимость разумных мер, принятых любым лицом после события, могло повлечь или повлекло утечка или сброс загрязняющих веществ, для предотвращение или уменьшения ущерба от загрязнения, а также убытки, причиненные вследствие принятия таких мероприятий.

Согласно приведенного определению ущерб от загрязнения характеризуют следующие положения:

1) Ущерб, причиненный таким способом, как загрязнение, т.е. загрязнения загрязняющих веществ.

2) Жаль должна быть причинен за пределами судна, перевозящего нефть.

3) Причинение вреда должно направляться на морскую среду, побережье или любые другие объекты (судно, рыбопромышленное орудия и т.д.).

Вопрос об удовлетворении требований в возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, остается актуальным, Учитывая неоднозначность понимание такого рода убытков и сложность их выделения от других видов ущерба. Учитывая общепринятой определение убытков согласно ст. 224 ХКУ, а также то, что положение Конвенции 1992 неоднократно менялись (Это не нашло полного отражения в нормах КТМУ), понятие ущерба от загрязнения требует определенного уточнения, ведь по сути речь идет об убытках, а именно два вида расходов:

1) Расходы, Имеют место вследствие утечки или слива нефти с судна. В этом случае следует обратите внимание на характер ущерба: (а) убытки Должны быть нанесеные вне суда, (б) убытки Должны быть нанесеные загрязнением, Возникшее в результате утечки или слива нефти с судна, (в) возмещение убытков (кроме упущенное выгоды) ограничивается расходами на принятие разумных мер по восстановлению, Которые были Фактически приняты или Должны быть приняты. Для определения разумных мер по восстановлению окружающей среды принимается во внимание следующее: (а) стоимость мэр должна быть разумной, (Б) разумное соотношение между стоимостью Фактически принятых и таких, что Должны быть приняты, мероприятий, (в) меры Должны быть надлежаще и иметь целью разумную вероятность успеха.

2) Затраты на предупредительные меры и последующие убытки или ущерб, причиненные предупредительнымы мэрами. Предупредительные мероприятия - это любые разумные меры, Принятые любым лицом после того, как Произошел инцидент (Любая приключение или ряд происшествий одинакового происхождения, Которые нанесли ущерб загрязнением или создают серьезную и неизбежную угрозу причинения такого вреда), для предупреждения или уменьшения ущерба от загрязнения. Определение "правовая природа предупредительных мероприятий" сводится к определению цели, к которой направляются такие мероприятия. Если такие меры Имеют целью уменьшение или предупреждение вреда, то они являются предупредительнымы, а если они ориентированы Не только на предупреждение загрязнения, но и на другие цели, то они признаются предупредительнымы частично. Для Отнесение мероприятий к предупредительным следует обращать внимание на два критерия: (а) разумность принятия мер, (б) принятие мер только после инцидента.

Согласно комментируемой статьи за ущерб от загрязнения отвечает владелец судна. Отметим, что возложение ответственности на владельца судна является результатом сложного компромисса, Достигнутый в процессе пересмотра Конвенции 1992 г., Учитывая сложность на практике в отдельных случаях идентификации style = "text-align: justify;"> Согласно Конвенции 1992 г." владелец судна "означает лицо или лиц, зарегистрированных как владелец судна, а при отсутствии регистрации - Лицо или лиц, собственностью которых судно. Однако в случае, когда судно принадлежит государству и эксплуатируется компанией, которая зарегистрирована в этом государстве в качестве оператора судна, "собственник судна" означает такую

Сегодня КТМУ НЕ освобождает владельца судна от ответственности, даже если судно выбыл из его обладания в результате противоправных действий третьих лиц. Важное значение также имеет и то, что ответственность владельца судна наступает при отсутствии его вины. Не имеет значения также и то, осуществлял он эксплуатацию судна самостоятельно или совместно с другими субъектами хозяйствования. Владелец остается ответственным даже при передаче судна в аренду третьим лицам (например, на условиях тайм-чартера, бербоут-чартера).

Анализ отдельных положений Конвенции 1992 и комментируемой статьи дает оснований сформулировать условия, при которых происходит квалификация случаев загрязнения нефтью:

- вред должен быть вызван судном Фактически перевозило нефть

- судно должно быть специализированными, т.е. предназначенным для транспортировки нефти

- нефть должна перевозимый наливом, а также в качестве груза (количество нефти, груза значения не имеет).

Поэтому применение приведенных норм не представляется возможным в случаях загрязнения нефтью из других источников (например, трубопровода, бурового оборудования, пассажирских или рыболовных судов и т.п.) или когда транспортировка осуществляется вторым способом (например, в бочках, баллонах и т.п.).

Ответственность за загрязнение наступает при наличии трех условий: (1) наличие вреда, (2) противоправность поведения того, кто причиняет вред, (3) наличие причинной связи между вредом и противоправным поведением.

Положение КТМУ не применяются к военным кораблям и вторым судам, принадлежащим государству или эксплуатируемым им и используемым исключительно для правительственной некоммерческой службы.

Основные требования к вычислениям размера убытков, причиненных государству в результате загрязнения окружающей среды, что произошло в случае утечки или слива нефти с судов, а также субъектам хозяйственной деятельности, Которые понесли убытки вследствие затрат на предупредительные мероприятия или мероприятия по воспроизводству природных ресурсов, Которые были Фактически приняты или Должны быть приняты, или вследствие НЕ полученных из-за нарушение хозяйственной деятельности доходов, закрепленные в постановлении Кабинет министров Украины от 26 апреля 2003 N 631 "Об утверждение Методики исчисления размера ущерба от загрязнения нефтью "(далее - Методика).

Действие настоящей Методики распространяется на территорию Украины, ее внутренние морские воды, территориальное море и исключительную (морскую) экономическую зону. Согласно Методике, убытки от загрязнения нефтью включают:

А) убытки от загрязнения окружающей среды (в том числе прямые убытки вследствие ухудшения состояния окружающей среды, гибели рыбы, гидробионтов, кормовых организмов, нарушение нерестилищ) и потерянные в результате такого загрязнения доходы (потеря потомства рыбы и т.д.)

Б) расходы на мероприятия по воссоздания природных ресурсов, Которые были Фактически приняты или Должны быть приняты

В) затраты на предупредительные меры, а также последующие убытки или ущерб, причиненный предупредительнымы мэрами

Г) НЕ полученные вследствие нарушения хозяйственной деятельности доходы.

По факту сброса нефти с судна составляется протокол о нарушении природоохранного законодательства.

Масса сброшенной нефти рассчитывается по Приведенное в Методике формуле на основании:

А) выявление время проверки судна и судовых документов фактов потери судном нефти

Б) замера массы нефти, собранной с водной поверхности и береговой полосы, с учетом массы нефти, оставшейся после проведения мероприятий по ликвидации последствий загрязнения

В) результатов аэросъемкы, визуальной оценки площади загрязнения и толщины нефтяной пленки на водной поверхности.

Исчисление размера убытков, причиненных в результате загрязнения окружающей среды, что произошло в случае утечки или слива нефти с судов, проводится в долларах США с учетом массы нефти, определенной согласно настоящей Методике, и такс, утвержденных постановлением Кабинет министров Украины от 03.07.95 г. N 484 "Об утверждение такс исчисления размера возмещения убытков, причиненных вследствие загрязнения с судов, кораблей и других плавучих средств территориальных и внутренних морских вод Украины ".

Исчисление размера убытков, понесенных субъекты хозяйственной деятельности вследствие затрат на воспроизводство природных ресурсов, предупредительные меры и вследствие НЕ полученных из-за нарушения хозяйственной деятельности доходов, осуществляется Этими субъектами Исходя из фактических затрат, что подтверждается соответствующей документами.

Исчисление размера убытков от вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется государственнымы инспекциями охраны Азовского и Черного морей или гос экологической инспекцией на основании протоколов и других материалов, подтверждающих факт загрязнения. После вычисления размера ущерба оформляется и предъявляется претензия об их возмещении.