Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 308. Обмеження відповідальності

Ответственность владельца судна вместимостью не более 5000 единиц за ущерб от загрязнения в результате утечки или сброса загрязняющих веществ с его судна ограничивается Относительно одного события или нескольких событий, вызванных одной и то же предпосылкой, общей суммой три миллиона расчетных единиц, а для судна, емкость которого превышает указанную выше, добавляется 420 расчетных единиц за каждую последующую единицу вместимости.

Во вместимостью судна в этой статье подразумевается чистая вместимость с добавлением к ней объема машинного отделения. Если вместимость судна невозможно определить по обычным правилам обмера, то вместимость судна Считается тождественной 40 процентам выраженного в тоннах веса нефти и других веществ, Которые судно может перевозит.

Комментарий :

В комментируемой статьи говорится об институте ограничения ответственности собственника судна, нормы статьи соответствуют ст. ст. 5, 6 Конвенции 1992 Речь идет об ответственности, которая ограничивается определенной суммой. Однако эти границы установлены только для требований в возмещении убытков в результате загрязнения. Поэтому, правила этой статьи можно назвать специальными по отношении общим правилам ограничения ответственности судовладельцев.

Владелец судна имеет право огранич свою ответственность в отношении любого одного инцидента общей суммой, исчисляемой следующим образом:

а) 3 миллиона расчетных единиц для судна вместимостью НЕ более 5000 единиц

б) для судна вместимостью, превышающем указанную выше, дополнительно к сумме, указанной в подпункте "а", добавляется 420 расчетных единиц за каждую последующую единицу вместимости, при условии, однако, что общая сумма ни в коем случае НЕ превышает 59,7 миллиона расчетных единиц.

Расчетная единица в контексте этой статьи является единицей" Специального права заимствования ", как она определена Международным валютным фондом. Все суммы переводятся в национальную валюту на основе стоимости этой валюты в единицах "Специального права заимствования "на дату создания фонда.

Для целей настоящей статьи вместимостью судна Считается его валовая вместимость, исчисляемая в согласовании с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении I к Международной конвенции по обмеру судов 1969 года (см. комментарий в гл. 3 раздела II КТМУ).

Владелец судна не имеет права огранич свою ответственность, если доказано, что вред от загрязнения является результатом его собственного действия или бездействия, совершенного либо с намерением причинить такой ущерб, либо по самонадеянности и с пониманием вероятности возникновения такого вреда.

Для того, чтоб воспользоваться ограничением, владелец должен создать фонд на общую сумму, равен пределу его ответственности в суде или другом компетентном органе государства, в котором на подан иск, или, если иск не представлены, в любом суде или другом компетентном органе государства, в котором может быть предъявлен иск. Этот фонд может быть создан либо путем внесения суммы на депозит, либо путем предоставления банковской гарантии или любого второго обеспечения, приемлема по законодательству государства, в котором создается фонд, и признаваемого достаточным судом или вторым компетентным органом. Учитывая это, считаем целесообразным комментируемое статью Дополнить нормой в создание фонда ограничения ответственности.

Фонд распределяется между истцом пропорционально суммам их обоснованных исковых требований. С порядком распределения связывается право суброгации. Суть права суброгации заключается в следующем: если к распределению фонда владелец судна, его служащий или агент, или его страхователь или лицо, предоставившему другое финансовое обеспечение, уплатилы вследствие инцидента компенсацию за ущерб от загрязнения, такое лицо в порядке суброгации приобретает, в пределах уплаченной им суммы, то права, Которые принадлежали бы лицу, получившему компенсацию. Правом суброгации может воспользоваться также любое лицо, иное, чем указано выше, по любой суммы, которую она уплатила в качестве возмещения ущерба от загрязнения, по условии, что такая суброгация разрешается принадлежащим к применением к ней национальным правом.

Если владелец судна или любой другой человек установит, что она может быть в дальнейшем вынуждена к выплате полностью или частично такую фонда, то суд или другой компетентны орган государства, в котором создан фонд, может дать распоряжение временно зарезервировать достаточную сумму для того, чтоб предоставить таком лицу возможность в дальнейшем удовлетворить ее требования в фонд.

Расходы и пожертвования, понесенный или осуществлены владельцем судна добровольно и в разумных пределах с целью предотвращение или уменьшения ущерба от загрязнения, придают ему то же права в фонд, Которые Имеют другие кредиторы.

Страхователь или иное лицо, предоставившему финансовое обеспечение, имеет право создать фонд в тех же условиях и того же назначения, если бы он был создан собственником судна. Такой фонд может создаваться даже если владелец не имеет права ограничивать свою ответственность, но создание фонда в этом случае НЕ затрагивает прав любого истца в отношении собственника.

Если владелец судна после инцидента создал фонд, соответственно вправе огранич свою ответственность. Поэтому с Созданием фонда возникают юридические последствия для владельца судна:

а) никто, требующая возмещения ущерба от загрязнения, не имеет права на удовлетворение требования по счет какого-либо второго имущества собственника судна;

б) суд или другой компетентны орган дает распоряжение об освобождения любого судна или иного имущества, принадлежащего собственнику судна, на которое был наложений арест в связи с требованием о возмещении ущерба от загрязнения, и таким же образом возвращает любой залог или другое обеспечение, предоставленной с целью избежания такого ареста.

Итак ограничения ответственности характеризуют следующие положения:

1) ограничение ответственности происходит по каждому инцидент отдельно

2) размер ответственности зависит только от вместимости судна

3) ответственность ограничивается в расчетных единицах

4) обязательное создание фонда ограничения ответственности.

Ограничение ответственности является правом, а не обязанностью владельца судна. В случаях подтверждения умысла или грубой неосторожности владельца судна последний теряет право на ограничение ответственности.

<Стаття 307 | Стаття 308 | Стаття 309>