Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Статья 309. Обеспечение ответственности владельца судна

Власник судна, що перевозить наливом як вантаж понад 2000 тонн нафти, должен застраховать или иным способом обеспечить (путем получения банковской или другой гарантии) свою ответственность за вред, причиненный от загрязнения.

Иск о возмещении ущерба от загрязнения нефтью может быть предъявлен непосредственно страховщику или втором лицу, которая предоставила обеспечение ответственности собственника судна. Лицо, которому подан такой иск, вправе в согласовании со статьей 308 настоящего Кодекса огранич свою ответственность, если ответственность владельца согласно статье 350 настоящего Кодекса не может быть ограничено. Ответчик по такому иску вправе выдвигать против требований потерпевшего возражения, на которые мог бы сослаться сам владелец судна, кроме ссылок на неплатежеспособности владельца судна или ликвидацию его предприятия. Ответчик освобождается от ответственности также, если докажет, что ущерб от загрязнения нефтью является результатом Умышленное вины самого собственника судна. По требованию ответчика владелец судна должен быть привлечен к участию в деле качестве соответчики.

Комментарий :

Владелец судна перевозит более 2000 тонн нефти наливом в качестве груза, для покрытия своей ответственности за ущерб от загрязнения на основании комментируемой статьи и ч. 1 ст. 7 Конвенции 1992 должен осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение, например, гарантию банка или свидетельство, выданное любым международным компенсационным фондом на сумму, установленную путем применения пределов ответственности, предусмотренных в ст. 308 КТМУ и п. 1 ст. 5 Конвенции 1992

Наличие страхования или иного финансового обеспечения способствует минимизации риска неполучения возмещения убытков вследствие загрязнения моря нефтью. Обязанность страхования или иного финансового обеспечения возлагается на владельца судна. При передаче судна в фрахтованием или иного рода использования третьему лицу, этот долг может быть положен по соответствующее договора на фрахтователя или третьего лица, однако собственник остается ответственным за этой обязанностью.

Суммы, направленные на страхование или другое финансовое обеспечение, могут употребляться исключительно для удовлетворения требований в возмещении убытков в результате загрязнения моря нефтью.

Заверение страхования или иного финансового обеспечения происходит путем выдачи свидетельства о страховании или иное финансовое обеспечение.

Яхта не может зайти в порт или выйти из него без предъявления свидетельства о страховании или иного финансового обеспечения.

В Конвенции 1992 также отмечается, что иск о возмещении ущерба от загрязнения может быть предъявлен владельцу и быть не может быть подан:

а) служащим или агентам владельца судна или членам экипажа

б) лоцмана или любой другой личности, которая, не будучи членом экипажа, выполняет работу на судне

в) любому фрахтователю (как бы он ни назывался, включая фрахтователя по бербоут-чартеру), управляющему или оператору судна

г) любом лицу, которое выполняет операции по спасению с согласия собственника судна или по указанию компетентных публичных властей

д) любом лицу, что принимает мэр

е) всем служащим или агентам лиц, упомянутых в подпункта" в "," г "," д ", а если ущерб НЕ является результатом их собственного действия или бездействия, совершенного либо с намерением причинить такой ущерб, либо по самонадеянности и с пониманием вероятности возникновения такого ущерба.

Согласно комментируемой статьи иск в возмещении ущерба от загрязнения нефтью может быть предъявлен непосредственно страховщику или втором лицу, которое предоставило обеспечение ответственности собственника судна. В таком случае ответчик, даже если собственник не имеет права огранич свою ответственность, может воспользоваться правилами ограничения ответственности, предусмотренным в ст. 308 КТМУ. Ответчик может также предъяв то возражения, на которые мог бы сослаться сам собственник, кроме банкротства собственника судна или ликвидации его предприятия. Кроме того, ответчик может воспользоваться для своей защиты тем возражения, что ущерб от загрязнения является результатом Умышленное вины самого владельца, но он быть не может использовать никакое другое средство защиты, на которые он имел бы право сослаться при рассмотрении дела, возбужденного против него собственником судна. Ответчик имеет право во всех случаях требовать, чтоб владельца судна были привлечены к участию в деле в качестве соответчики.

Согласно ст. 8 Конвенции 1992 права на возмещение теряются, если иск будет подан в течение трех лет со дня причинения ущерба. Однако ни в коем случае иск быть не может быть предъявлен по истечение шести лет со дня, когда Произошел инцидент, повлекший ущерб. Если инцидент состояла из ряда происшествий, Шестилетний срок исчисляется с даты первой из ЭТИХ приключений. Каждое государство обеспечивает, чтоб ее суды обладали юрисдикцией, необходимой для рассмотрения таких исков о возмещении.