Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 32. Національна належність судна. Право плавання під Державним прапором України

Понятие " украинское судно " или " судно Украина " означает национальную принадлежность судна, на которое распространяется юрисдикция Украины.

Национальная принадлежность судна определяется его государственной регистрацией в Украине и получением права плавания под Государственным флагом Украины.

Право плавания под Государственным флагом Украины имеет судно, которое является государственной собственностью или находится в собственности физического лица - гражданина Украины, а также юридического лица в Украине, основанной исключительно украинскими владельцами, или судно, которое находится у этих лиц на условиях договора бербоут-чартера.

Комментарий

В комментируемой статье говорится о правовой институт - институт национальности судна. Итак, понятие " украинское судно " или " судно Украины " означает национальную принадлежность судна, на которое распространяется юрисдикция Украины.

На мнению автора, национальность суда - это определенная законодательством совокупность оснований, по которым определяется принадлежность судна к определенному государству и правовой связи ' связь с таким государством.

Правовое значение и роль института национальности судна подтверждают следующие положения:

1) Этот институт является статусным, поскольку в соответствии с ним определяется важная правовая признак " статуса " суда, который дает оснований определить принадлежность судна к определенному государству.

2) В комментируемой статье речь идет об основаниях, по которых определяется принадлежность судна к юрисдикции Украины:

(а) государственная регистрация в Украине

(б) получения права плавания под Государственным флагом Украины

(в) суб ' объектно основание, согласно которому принадлежность к юрисдикции Украины распространяется на: судно, которое является государственной собственностью; судно, находящееся в собственности физического лица - гражданина Украины, а также юридического лица в Украине, основанной исключительно украинскими владельцами; судно, которое находится в приведенных лиц на условиях договора бербоут-чартера. Однако, следует иметь в виду, что согласно Конституции Украины и других специальных нормативных актов, де-факто, суда, находящиеся в коммунальной собственности, также относятся к юрисдикции Украины, является основанием для внесения автором этого комментария предложения по уточнению в КТМ суб ' объектной основания национальной принадлежности судна.

3) правовой точки зрения, институт национальности судна дает ответ на вопрос: в соответствии с законами любого государства должны совершаться действия отношении приобретения, изменения или прекращения прав на судно, а также действия по использованию (эксплуатации) судна. Учитывая это, считаем, что, прежде всего, институт национальности суда - это правовой связи ' связь между судном и государством, законодательство которой на него распространяется. Тогда как в отдельных международно-правовых актах говорится о реальном н ' связь между судном и государством, который предусматривает не только правовой связи ' связь, но и экономический, технический и административный н ' связь, что также необходимо для осуществления государством своей юрисдикции и контроля за судами, плавающими под его флагом.

4) Значение института национальности судна вполне эт ' связано с определением суда отдельной категорией имущества (вещью). Ведь для законного оборота такого имущества, его законного использования использования по целевому назначению, реализации прав собственности на такое имущество, вопрос определения правового статуса имущества играет определяющую роль.

5) определением национальности судна эт ' связывается приобретение судном права плавания под государственным флагом. Поэтому в юридической литературе отмечается, что флаг судна является внешней формой национальности судна. Согласно ст. 91 Конвенции ООН о морское право 1982 суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать.

Обратим внимание на особенности определения национальности судов, строящихся. Об этих особенностях говорится в Международной конвенции по регистрации прав на суда, строящиеся, заключенное в Брюсселе 27.05.67 г. Согласно Конвенции, государства-участники должны предусмотреть в своем национальном законодательстве положения по ведению официального публичного реестра прав на суда, принято к строительству или строящиеся на их территории. Государства должны регистрировать суда, принято к строительству или строящихся независимо от национальной принадлежности лица, об этом просит. Регистрация прав на такие суда может осуществляться с момента подписания надлежащим образом заключенного договора на строительство судна или (с момента) заявления строителя о том, что он решил строить судно за свой счет. В национальном законодательстве такая регистрация может быть поставлена киля или выполнения других работ по строительству в том месте, где судно должно быть спущено на воду. Право собственности, ипотеки и залога на такие суда, по требованию должны вноситься в реестр. В национальном законодательстве может быть предусмотрено, что зарегистрированные права на строящееся судно, распространяются на оборудование, машины и аппаратуру, находятся на верфи и будут использованы при строительстве судна. В национальном законодательстве должно быть положение о невозможности исключения права из реестра без письменного согласия бенефициара (выгодоприобретателя этих прав), кроме случаев принудительной продажи такого судна. Судно, построенное или строящееся может быть внесено в реестр другого государства только при условии, если первое государство выдало сертификат (свидетельство), который свидетельствует исключении записи из реестра.

<Стаття 31 | Стаття 32 | Стаття 33>