Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 330. Рятування людей

Від врятованих людей не требуется никакого вознаграждения. Спаситель людей, который принял участие в предоставлении услуг в связи с аварией, обусловила необходимость спасения, имеет право на справедливое долю в надлежаще спасителю сумме за спасение судна или иного имущества либо предотвращение или уменьшение ущерба окружающей среде.

Комментарий

В комментируемой статье говорится о спасении людей, может иметь место при осуществлении спасательных операций в отношении судна или имущества.

Содержание статьи соответствует ст. 16 Конвенции и провозглашает основной принцип спасения людей: вознаграждение не выплачивается за спасение человека, чья жизнь была спасена.

Итак, законодательством не предусмотрено право спасателя требовать вознаграждения за спасение людей. Однако спасатель людей, Который Принял участие в предоставление услуг в случае аварии, вызвавшей необходимость спасания, имеет право на справедливую долю присужденной спасателей суммы за спасение судна или второго имущества или предотвращению ущерба окружающей среде или ее уменьшения. Это свидетельствует о том, что действия спасателя людей могут быть связаны с осуществлением спасательное операции по отношении к судну или имущества или является частью такого спасательное операции. При этом не непременно осуществления спасения людей одновременно с избавления судна или имущества. Эти действия могут иметь самостоятельный характер.

Для реализации права на получение справедливой доли необходимо соблюдение двух условий: (а) требование спасателя людей должна быть адресована только спасателей судна или имущества, (Б) спасатель судна или имущества должна быть присуждена награда за спасение. Это значит, что в случаях, когда спасатель судна или имущества лишен вознаграждения за спасение, спасатель людей не имеет право требовать от него уплаты справедливой доли.

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья дополняется ч. 2 ст. 119 Федерального закона "Об исполнительном производстве", согласно которой заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения.
При рассмотрении таких дел необходимо руководствоваться нормами ст. 16, 1064, 1069, 1071 ГК РФ, регулирующими имущественную ответственность государства за вред, причиненный неправомерными действиями государственных органов и их должностных лиц. Такие дела относятся к множественной подведомственности, рассматриваются и судами общей юрисдикции, и арбитражными судами. Подведомственность дел о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, определяется по общим правилам (исходя из характера спора и его субъектного состава).
Истец, предъявляя иск о возмещении вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, должен доказать ряд обстоятельств: факт причинения вреда, размер причиненного вреда, неправомерный характер действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями. При отсутствии или недоказанности хотя бы одного из названных обстоятельств причиненный вред возмещению не подлежит. Отсутствие вины доказывается ответчиком по делу.
Ответчик по делам данной категории определяется по правилам ст. 1071 ГК РФ, ст. 158 БК РФ и с учетом разъяснений, данных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Вестник ВАС РФ. 2006. N 8.

2. В ч. 2 комментируемой статьи определен порядок рассмотрения дел о возмещении вреда, причиненного судебными приставами-исполнителями в рамках искового производства.