Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 332. Розмір винагороди

Розмір вознаграждения определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения - судом, хозяйственным судом или Морской арбитражной комиссией. Любое соглашение о спасания, заключенной в момент и под влиянием опасности, может быть по требованию одной из сторон признано недействительным или изменено в судебно порядке, если будет признано, что условия соглашения являются несправедливым.

Размер вознаграждения может быть уменьшен или в вознаграждении может быть отказано, если спасатель по собственной вине вызвали необходимость спасания или Совершил кражу, присвоил имущество или Совершил иные противоправные действия.

Комментарий

Согласно ст. 6 Конвенции капитан судна имеет право заключать договоры о осуществлении спасательных операций от имени владельца судна. Капитан или владелец судна Имеют право заключать такие договоры от имени владельца имущества, находящегося на борту судна. Договор о спасания - это договор, предметом которого является предоставление услуг по спасания (осуществление спасательное операции) по отношении к судну или имущества, находящихся в опасности. На практике используется немало проформ такого договора. Однако особое правовое значение имеет момент заключения договора: договор заключается в момент, когда судно или имущество находятся в опасности. Следовательно, договор, заключенный в возникновения опасности для судна или имущества, НЕ является договором в спасания. Учитывая это также отметим, что договор буксировки (Относительно правовой природы этого договора в юридической литературе немало дискуссий) относится к числу договоров, заключаемых к возникновению опасности.

Одним из условий договора должно быть условие о размере вознаграждения, при отсутствии договора - размер вознаграждения определяется по решению суда, хозяйственного суда или Морской арбитражной комиссии (в контексте Конвенции речь идет о суде или арбитраже).

Согласно ст. 7 Конвенции договор о спасания или любые его условия могут быть быть признаны недействительными или изменены, если:

а) договор был заключен вследствие чрезвычайных обстоятельств или под влиянием опасности, и его условия являются несправедливым

б) вознаграждение, предусмотренное договором, слишком завышенной или заниженной Относительно Фактически предоставленных услуг.

Приведенный перечень обстоятельств является исчерпывающим. Отметим, что признание такого договора недействительным или решения вопроса о изменениях условий отнесены к компетенции суда или арбитража. В таких случаях Наиболее сложно доказать, что одна сторона знала должна была знать в том, что другая сторона действовавших под влиянием опасности и НЕ согласилась бы на заключение договора на таких условиях при отсутствии опасности. Вопрос о справедливости условий и характер вознаграждения решается судом с учетом обстоятельств, имевших место во время спасательное операции.

В ч. 2 комментируемой статьи определены случаи, при которых спасатель может быть лишен права на получение вознаграждения или уменьшение размера вознаграждения:

(а) если спаситель вызвали необходимость спасения

(б) если спаситель Совершил кражу, присвоил имущество или Совершил иные противоправные действия.

Приведенные действия свидетельствуют о неправильном поведении спасателя и могут признаваться основанием для лишение права на получение вознаграждения или уменьшение размера вознаграждения только при наличии вины спасителя. При этом вопрос о причинение необходимости спасения, как правило, возникает в случаях, когда опасность возникла в результате столкновения судов или по вине буксира при выполнении буксирных операций (по договору буксировки).

Однако Приведенная норма требует изменений, поскольку вопрос о лишение права на вознаграждение по-другому решается в согласовании со ст. 18 Конвенции. Во-первых, согласно Конвенции речь идет о полном или частично лишение права на вознаграждение и специальную компенсацию (в ней будет идти речь в комментарии к ст. 338 КТМУ), возможность уменьшения размера таких плат не предусмотрена. Во-вторых, лишение права на вознаграждение и специальную компенсацию связывается Не только с виной спасителя, а также с его неосторожностью. В-третьих, определены три случая, при которых возможно лишение права на вознаграждение и специальную компенсацию:

1) спасательные операции оказались необходимыми по вине или по неосторожность Спасителя

2) спасательные операции оказались сложными по вине или по неосторожности Спасителя

3) если спасатель виновен в обманет или иной нечестно поведении.

Случаи, при которых спасательные операции оказались сложными, могут иметь место тогда, когда судно спасается от одной опасности, но попадает по вине или по неосторожность Спасителя в другую, что влечет увеличение расходов на спасательную операцию или привлечения посторонних помощи. Обман или иного рода нечестное поведение спасителя, как правило, связаны с противоправным поведением членов экипажа.

Особое значение на практике Имеют Условия в специальной компенсации клубов Пи энд Ай (The Special Compensation P & I Clab Clause, сокращенно - Scopic Clause), что Принятые Международным спасательным союзом в 1999 г. Согласно "Скопик клоуз ", размер вознаграждения - это фактические расходы, разумно понесенный спасателей при осуществлении спасательное операции, согласованные тарифные ставки по использование в операции буксиров, оборудования и персонала, включающие элемент прибыли и дополнительное вознаграждение в размере 25% тарифных ставок. Если фактические расходы превышают тарифные ставки, то вознаграждение включает фактические расходы и 10% тарифных ставок или тарифные ставки и 25% тарифных ставок в зависимости от того, что больше.