Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Статья 336. Распределение вознаграждения между судовладельцем, членами экипажа и другими лицами

Распределение вознаграждения между судовладельца, членами экипажа и другими лицами, Которые принимавшим участие в спасательное операции, производится с учетом личного вклада каждого в достижение положительных результатов спасения по взаимно соглашению заинтересованных сторон, а при отсутствии соглашения - по решению суда, хозяйственного суда или Морской арбитражной комиссии Украины.

Правила части первой настоящей статьи не применяются к распределению вознаграждения за осуществление спасательное операции судами, для которых такие операции профессиональной деятельностью.

Комментарий

В комментируемой статье определяется порядок распределения вознаграждения между судовладельца, членами экипажа и другими лицами, Которые принимавшим участие в спасательное операции. Учитывая это для возможного распределения вознаграждения Имеют значение следующие оговорки:

1) распределение вознаграждения возможен между судовладельца, членами экипажа и другими лицами при условии, если они принимавшим участие в спасательное операции

2) распределение вознаграждения осуществляется с учетом личного вклада каждого из приведенных лиц в достижение положительных результатов спасения

3) распределение вознаграждения осуществляется взаимно соглашению заинтересованных сторон, а при отсутствии соглашения - по решению суда, хозяйственного суда или Морской арбитражной комиссии Украины.

Отметим, что согласно ст. 15 Конвенции распределение между владельцем, капитаном и другими лицами, Которые находятся на службе в каждом судне осуществляли спасения, определяется законом государства флага этого судна. Если спасение осуществлялось не сп судна распределение определяется законом, под действие которого подпадает договор, заключенный между спасателей и его подчиненными. Учитывая это, в национально законодательстве Должны быть нормы в правилах распределения вознаграждения между Указанными лицами. В КТМУ такие правила не приводятся, тогда как согласно законодательству вторых стран такие правила предугадывают определение размера частиц вознаграждения, принадлежат судовладельца, членам экипажа и вторым лицам в согласовании с мировой практикой. В частности, речь идет о следующих размеры частиц: 3/5 вознаграждения направляется судовладельца, а 2/5 распределяются между членами экипажа.

Согласно ч. 2 комментируемой статьи правила распределения вознаграждения между судовладельца, членами экипажа и другими лицами, Которые принимавшим участие в спасательное операции, не применяются к распределению вознаграждения за осуществление спасательное операции судами, для которых такие операции профессиональной деятельностью. Итак, профессиональный спаситель самостоятельно определяет порядок использования заработанных своей профессиональной деятельности средств.

Согласно ст. 23 Конвенции для исков по уплате вознаграждения за спасение устанавливается срок исковой давности два года. Срок исковой давности начинается со дня окончания спасательных операций. Однако этот срок может быть продлен. К тому же иск в возмещении со стороны лица, несущего ответственность, может быть Выдвинута даже по истечение срока исковой давности, если он выдвигается в течение срока, установленного законодательством страны, где осуществляется судопроизводство.