Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 338. Спеціальна компенсація

Если спасатель осуществившего спасательные операции в отношении судна, что само по себе или его груз составляли угрозу причинения вреда окружающей среде, и не получили при этом права на вознаграждение, то он имеет право на получение от владельца этого судна специальной компенсации, эквивалентной его расходам, которая может быть увеличена максимально на 30 процентов понесенных спасателей расходов.

Однако если суд арбитражный суд или Морская арбитражная комиссия, учтя Соответствующие критерии, Указанные в статье 333 настоящего Кодекса, будет считать справедливым и разумным увеличить в дальнейшем такую 100 процентов понесенных спасателей расходов.

Комментарий

В комментируемой статье определено право спасителя на получение отдельного платежа - специальной компенсации. Право спасателя на специальную компенсацию возникает при трех условиях:

1) спасатель осуществившего спасательные операции в отношении судна

2) судно или его груз представляло угрозу причинения вреда окружающей среде

3) спасатель получил право на вознаграждение.

Итак, специальная компенсация НЕ является вознаграждением за спасение, а составляет специальный платеж, размер которого должен быть эквивалентным расходам спасателя. Этой статьей также предусмотрена возможность увеличения размера специальной компенсации: (а) максимально на 30 процентов понесенных спасателей расходов, (б) по решению суда, хозяйственного суда или Морской арбитражной комиссии это увеличение быть не может превышать 100 процентов понесенных спасателей расходов.

Отметим, что в контексте ст. 14 Конвенции следует обратите внимание на следующие положения:

1) Право на получения специальной компенсации спасатель получает в результате осуществленных им спасательных операций при условии, если он предотвратил ущерба окружающей среде или уменьшил.

2) Расходы спасателя означают фактические расходы, обоснованно осуществлены спасателей во время проведения спасательное операции, и справедливую оплату за оборудование и персонал, Фактически и обоснованно использованы в ходе спасательное операции, с учетом критериев, Которые приведены по определению размера вознаграждения за спасение.

3) Если спасатель проявил небрежность и поэтому не смогу предотвратить вред окружающей среде или уменьшить ее, он может быть полностью или частично лишен специальной компенсации.

Итак, согласно Конвенции определения размера специальной компенсации осуществляется следующим образом:

(а) в случае, если спасатель НЕ предотвратил ущерба окружающей среде или не сбавил ее, специальная компенсация равна затратам Спасителя

(б) в случае, если спасатель предотвратил ущерба окружающей среде или уменьшил, специальная компенсация равна затратам спасителя, однако может быть увеличена до 30% или даже 100% расходов спасателя.

Специальная компенсация выплачивается за счет владельца судна, к тому же владелец судна имеет право адресов регрессное требование третьим лицам.

Специальная компенсация НЕ является общей аварией.

Применение ст. 14 на практике вызвали много сложностей, поэтому Международный спасательный союз в 1999 г. одобрил другой метод определения специальной компенсации, он нашел закрепление в Условиях в специальной компенсацию клубов Пи энд Ай (The Special Compensation P & I Clab Clause, сокращенно - Scopic Clause). В частности, согласно "Скопик клоуз" применения положений о специальной компенсации НЕ ставится в зависимости от причинения вреда окружающей среде.