Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 341. Заява про морський протест

Если в период плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может быть поводом для предъявления судовладельца имущественных требований, капитан с целью обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельцев делает в установленном порядке заявление о морском протесте.

Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мэр, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

Комментарий :

Морской протест - заявление капитана судна, сделанное им компетентному Государственному органу в связи с событием, которое имело место на судне, которая в дальнейшем может быть основанием для предъявления судовладельца имущественных требований.

Заявление о морском протесте делается с целью защиты прав и законных интересов судовладельца, а также для того, чтоб доказать Соответствующий факт: повреждение судна или груза вследствие форс-мажорных обстоятельств или при наличии таких обстоятельств или угрозы, по Которые перевозчик НЕ несет ответственности. Однако следует иметь в виду, что сам факт оформления морского протеста недостаточно для освобождения судовладельца от ответственности. Морской протест является доказательством конкретных фактов, однако может быть опровергнута в связи с подачей заинтересованнымы лицами других доказательств, Которые более объективно характеризуют фактические обстоятельства происшествия.

В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке совершение нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденной приказом Минюста Украины от 03.03.2004 N 20/5, нотариусы доказательства. Итак, морской протест является видом нотариального действия, однако его совершения характеризуют следующие особенности: нотариус не проводить обзор вещественных доказательств, НЕ присылает заинтересованным лицам сообщение о совершении морского протеста, капитан и члены экипажа, привлекаемых к совершению этого нотариального действия лицо НЕ предупреждаются об ответственности за представление ложных показаний.

Итак, правовая природа морского протеста заключается в следующем:

а) морской протест является способом обеспечения доказательств

б) морской протест является одним из видов письменных доказательств

в) морской протест, как вид доказательства, подлежит оценке судом или арбитражем

г) совершение морского протеста является видом нотариального действия.

Право сделать заявление о морском протесте должно только капитан судна, поскольку наряду с функциями Судовождение он выполняет функции по управлению на судне. Комментируемым статье предусмотрено право капитана заявит морской протест Относительно события, которое может произойти как во время стоянки судна, так и во время плавания. На практике Наиболее распространены случаи заявления морского протеста при перевозке грузов. Значение морского протеста в этом случае связывается с доказательством того, что урон повреждение или просрочку доставки груза возникшего не по вине перевозчика.

Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств события и мэр, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества. Однако такое общее требование к содержанию морского протеста на практике принято конкретизировать с учетом указаний, приводились в инструктивном письме Минюста СССР от 31.05.76 г. N К-8-332 "О совершении морских протестов ". Итак, в заявление о морском протесте Должны четко и кратко излагаться обстоятельства происшествия и приводится меры, Которые были совершены для предупреждения или уменьшения убытков. Описание принятых мер должен представят собой совокупность сведений о добросовестное выполнение капитаном и экипажем своих обязанностей.

Учитывая форму морского протеста (одобрена Международным морским комитетом в Амстердаме 19 - 24 сентября 1949), в заявление о морском протесте указываются следующие сведения: о наименовании судна и его флаг, фамилия капитана, наименование судовладельца, порты отправления и назначения, сведения о мореходное состояние судна, наименование груза, обстоятельства нагрузки, информация о рейсе, а также в мерах, принятых экипажем во время рейса для сохранения груза. Все сведения Должны соответствовать записям в судовом журнале. Заявление подписывается капитаном судна и заверяется судовой печатью.