Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 348. Відповідальність судновласника

Судовладелец отвечает по своим обязательствам имуществом, которое ему принадлежит, на которое согласно Действующее законодательству Украины может быть обращено взыскание.

Комментарий :

В юридической литературе отмечается, что институт ограничения ответственности происходит из Италии, тогда как нормой морскому праву он стал в средневековье во времена активизации торговли между странами Средиземноморья. В частности, в Греции, Испании, Италии и Франции в VIII - IX вв. ст. был распространен обычай ограничивать ответственность судовладельца стоимостью судна и направлялся он на лишение судовладельца от претензий, связанных с пиратство. В 1734 г. в Англии был принят первый закон о ограничения ответственности судовладельцев за груз, погибший по вине экипажа. В XIX в. институт ограничения ответственности нашел закрепление в законодательстве многих морских государств. В начале XX в. вопросам ограничения ответственности были посвящены ряд конференций, международных договоров и других мероприятий, свидетельствующем о сотрудничестве разных стран. Так, в частности, в 1924 году В Брюсселе была подписана Международная конвенция об унификации Некоторых правил, касающихся ограничения ответственности владельцев морских судов. Поскольку со временем Отдельные положения указанной Конвенции потеряли свою актуальность, к вопросу об ограничении ответственности вернулись в 1957 на Брюссельской Дипломатическое конференции, по результатам которой была принята Международная конвенция об ограничении ответственности собственников морских судов. Таким образом, Конвенция 1957 заменила Конвенцию 1924 Однако развитие экономических отношений в РАЗЛИчНЫХ государствах и проблемы применения отдельных положений Конвенции 1957 привели к принятия в 1976 г. в Лондоне новой конвенции - Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям (далее - Конвенция 1976), которая применяется многими европейскими странами сегодня. Конвенция 1976 вступило в силу 01.12.86 г., однако Украина еще не ЯвлЯетсЯ участником этой Конвенции. Отметим, что это существенно влияет на толкование отдельных норм законодательства Украины по вопросам ответственности в сфере торгового мореплавания. К тому же Отдельные нормы КТМУ об ограничении ответственности судовладельца заимствованы из Конвенции 1976 г. и свидетельствуют об определенном правовой интерес в институт ограничения ответственности.

Сегодня с теоретической точки зрения принято определять институт общего ограничения ответственности судовладельца и его два субинституты: (1) ограничение ответственности судовладельца по Отдельным видам обязательств в пределах общего ограничения ответственности судовладельца, (2) ограничения ответственности судовладельца по Отдельным видам обязательств независимо от общего ограничения ответственности судовладельца. К тому же отметим, что в контексте Конвенции 1976 институт ограничения ответственности судовладельца получил новое название - ограничение ответственности по морским требованиям. Однако в нормах КТМУ и законодательстве других стран сохранилась классическая название института - Ограничение ответственности судовладельца (далее по тексту - ограничение ответственности).

Актуальность института ограничения ответственности связывается с необходимостью защиты интересов судовладельца, поскольку мореходства является рискованным видом деятельности и может привести к таким убыткам, Которые судовладелец НЕ сможет возместить. Учитывая это может быть под угрозой интерес к торгового мореплавания в целом.

По своей природе ограничения ответственности противоречит общему принципу полного возмещения убытков, закрепленные в ч. 1 ст. 1166 ГКУ, если в согласовании с ч. 2 ст. 225 ХКУ законом по Отдельным видам хозяйственных обязательств может быть установлена нормы, регулирующие ограничения ответственности, применяются по договорным и НЕ договорных отношений.

Согласно ст. 1 Конвенции 1976 сущность института ограничения ответственности также заключается в следующем:

1) действие, направленное на ограничение ответственности, НЕ означает признание ответственности

2) страховщик ответственности по требованиям, Которые находятся в пределах, имеет право воспользоваться преимуществами ограничения ответственности в такой же степени, как и сама личность, чья ответственность застрахована.

Согласно комментируемой статьи судовладелец отвечает по своим обязательствам имуществом, которое ему принадлежит, на которое согласно действующее законодательству Украины может быть обращено взыскание. Следовательно, речь идет о пределах ответственности судовладельца. Наряду с этим отметим, что общей в этом контексте норма ч. 1 ст. 219 ХКУ. Относительно понятия судовладельца см.. комментарий к ст. 20 КТМУ.