Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 349. Обмеження відповідальності

Ответственность судовладельца ограничивается пределами, предусмотренным статьей 352 настоящего Кодекса, в отношении требований, Которые независимо от их правовой основы возникшего вследствие:

1) причинение смерти или повреждение здоровья лицу, находящемуся на судне, или потери или причинение вреда имуществу, которое находилось на судне

2) причинение в связи с плаванием или эксплуатацией судна вреда лицам или имуществу, НЕ находившихся на судне.

Если вред , указанная в пункте 2 настоящей статьи, причиненный лицом, НЕ находилась на судне, судовладелец, ответственный за действия и упущения этого лица, может ограничи свою ответственность, если действие или упущения были связаны с Судовождение или управлением судном, с загрузкой, перевозкой или выгрузкой груза или ручной клади или с посадкой или высадкой пассажиров.

Комментарий

Согласно комментируемой статье ограничение ответственности применяется только к судовладельца, однако могут иметь место случаи, когда правилом ограничения ответственности пользуются другие лица (См. комментарий к ст. 355). Согласно положениям Конвенции 1976 речь идет о владельцах судов и спасателей. Вместе с тем термин "владелец судна" означает собственника, фрахтователя, владельца и оператора морского судна, подпадающего под определение "судовладельца" в контексте КТМУ (см. комментарий к ст. 20 КТМУ).

В статье определяется категория требований, в отношении которого применяется ограничение ответственности

1) требования, связанные с причинение смерти или повреждением здоровья лицу, находящемуся на судне, или в связи с потерей или причинение вреда имуществу, находилось на судне

2) требования, связанные с причинение в связи с плаванием или эксплуатацией судна вреда лицам или имуществу, НЕ находившихся на судне.

Если ущерб, Указанное в п. 2, причиненный лицом, НЕ находилась на судне, судовладелец, ответственный за действия и упущения этого лица, может ограничи свою ответственность, если действие или упущения были связаны с Судовождение или управлением судном, с загрузкой, перевозкой или выгрузкой груза или ручной клади или с посадкой или высадкой пассажиров.

В соответствии со ст. 2 Конвенции 1976 требования, ответственность по Которым ограничивается, конкретизируются:

А) требования, связанные со смертью или телесным повреждением или утратой или повреждением имущества (включая повреждения портовых сооружений, водных бассейнов, судоходных путей и средств навигационной обстановки), произошедших на борту судна или в прямой связи с его эксплуатацией или с операциями по спасению, а также требования в отношении любого возникшего вследствие этого дальнейшего ущерба

Б) требования в отношении ущерба, Который стал результатом задержки в перевозке морем груза, пассажиров или их багажа

В) требования в отношении второго ущерба, Который стал результатом нарушение любых прав, Возникший не из-за договора, и Произошел в прямой связи с эксплуатацией судна или операциями по спасению

Г) требования по подъему, удалению, уничтожению или обезвреживания затонувшего судна , превратилось в обломки, село на мель или заброшено, включая все, что находится или находилось на борту такого судна

Д) требования по удалению, уничтожению или обезвреживания груза судна

Е) требования лица, иного чем лицо, ответственное за ущерб, вызванные мерами, принятыми для предотвращение или уменьшения ущерба, в отношении которого ответственное лицо может ограничи свою ответственность.

Указанные требования подпадают под ограничения ответственности, даже если они предъявлены в порядке регресса или на основании гарантий, Возникший из договора или иным образом. Однако требования, Указанные в подпункта Г, Д, Э, не подпадают под ограничения ответственности в то мере, в какой они касаются вознаграждения по договору, заключенного с лицом, ответственным за ущерб.