Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 350. Умисна шкода

Ответственность судовладельца быть не может быть ограничено, если доказано, что ущерб явился результатом его собственного действия с намерением причинить такой ущерб либо по самонадеянности с осознания возможности его причинения.

Комментарий :

Согласно комментируемой статьи для ограничения ответственности судовладельца важно умысел судовладельца в причинение вреда. Следовательно, ответственность судовладельца быть не может быть ограничено, если доказано, что ущерб явился результатом его собственного действия с намерением причинить такой ущерб либо по самонадеянности с осознания возможности его причинения. В этом случае принято говорит в таком поведении судовладельца, препятствует ограничению его ответственности.

Положение комментируемой статьи определенной мере совпадают в. 4 Конвенции 1976 г., согласно которой лицо, несущее ответственность, не вправе огранич свою ответственность, если доказано, что ущерб явился результатом его собственного действия или упущения, совершенного с намерением причинить такой ущерб или через самоуверенность и с сознанием, что такой ущерб, возможно, будет нанесен.

Таким образом, для того чтоб судовладелец имел право огранич свою ответственность, необходимо доказать отсутствие его вины в причинение вреда. На практике в связи с этим остается актуальным вопрос о так называемую "личную" вину судовладельца (Например, в случаях, когда судно отошла в рейс у не мореходное состоянии или С не полным составом экипажа и т.д.). Принимая во внимание широкое понимание термина "судовладелец", следует отметить, что ограничения ответственности исключается как при наличии вины владельца судна, так и при наличии вины судовладельца. Вина других лиц, Которые могут осуществлять определенные полномочия по управлению судном, во внимание не принимается.

<Стаття 349 | Стаття 350 | Стаття 351>