Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 4. Застосування общих основ законодательства Украины

До цивільних, адміністративних, господарських та інших правовідносин, що виникають із торговельного мореплавства и не урегулированы настоящим Кодексом, соответственно применяются правила гражданского, административного, хозяйственного и другого законодательства Украины.

Комментарий

В сфере торгового мореплавания возникают и функционируют различные отношения, эт ' связанные с осуществлением хозяйственной деятельности.

частности, государство осуществляет функции управления морским транспортом. С этой целью действуют соответствующие органы государственной власти: общее руководство осуществляет Министерство инфраструктуры Украина и подчиненная ему Государственная служба морского и речного транспорта, в разработке и реализации государственных программ развития отрасли принимают участие другие органы государственной власти. Итак, в сфере торгового мореплавания состоят управленческие отношения между этими органами и субъектами ' ведения хозяйства.

Одним из ключевых в сфере торгового мореплавания на сегодня является вопрос о кадровом обеспечении. Здесь можно определить основные направления регулирования: применение наемного труда и соответствие национальной образовательной деятельности по подготовке специалистов для этой отрасли международным стандартам подготовки и дипломирования. Вопрос об урегулировании трудовых отношений хотя и нашло выражение в отдельных статьях КТМУ (минимальный состав экипажа, репатриация членов экипажа и т.д.), однако в целом регулируется трудовым правом (Например, вопросы оплаты труда, отдыха, гарантий и компенсаций и т.д.).

В этой ' связи с осуществлением торгового мореплавания возникают вопросы об отводе земли и водного пространства, соответствие ее требованиям безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни и окружающей среды. Отношения, возникающие из этому поводу, регулируются Природоресурсное отраслями права (земельным, экологическим, водным и т.д.).

Сб ' ведения хозяйства, которые осуществляют торговое мореплавание, являются участниками финансовых (например, по уплате налогов, использование прибыли) и гражданских (например, для удовлетворения потребностей граждан в морских пассажирских перевозках) отношений.

Итак, все приведенные группы отношений, относятся к различным отраслям права, поэтому о о ' объединение их в специальную категорию правоотношений является дискуссионным. Однако, не исключается возможность по указанных отношений использовать термин " морехозяйственного отношения " именно для определения критерия общности этих отношений, то есть сферы возникновения торгового мореплавания. К тому же речь идет о " хозяйственные отношения, возникающие из торгового мореплавания ", как об этом сказано в п. 3 ст. 4 ХКУ, потому что они возникают в связи ' связи с осуществлением и/или организацией хозяйственной деятельности в сфере торгового мореплавания, регулируются ГК Украины, КТМУ и другими нормативно-правовыми актами законодательства. Поэтому, согласно комментируемой статье, хозяйственных правоотношений, возникающих из торгового мореплавания и не урегулированы КТМУ, применяются правила законодательства Украины. Аналогично решается и вопрос о гражданских, административных и иных правоотношений, возникающих в сфере торгового мореплавания и не урегулированы КТМУ, - к таким применяются правила гражданского, административного и и другого законодательства Украины.

Правоотношения, возникающие в сфере торгового мореплавания (морехозяйственного правоотношения) - это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности в сфере торгового мореплавания.

морехозяйственного правоотношения могут носить характер:

а) отношений по непосредственному осуществлению хозяйственной деятельности в сфере торгового мореплавания (например, в связи ' связи с осуществлением морских перевозок, фрахтования)

б) отношений по организации осуществления хозяйственной деятельности в сфере торгового мореплавания (например, лицензирование, государственная регистрация судов, планирования перевозок и т.д.).

По предметному признаку следует различать правоотношения, возникающие:

- в связи ' связи с осуществлением морских перевозок (грузов, пассажиров, багажа и почты)

- в связи ' связи с использованием морских судов для рыбных и других морских промыслов

- в связи ' связи с использованием морских судов для разведки и добычи полезных ископаемых

- в связи ' связи с использованием морских судов для выполнения ледокольных и спасательных операций

- в связи ' связи с использованием морских судов для несения специальной государственной службы

- и другие.