Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 42. Морські вимоги

Судно може бути арештоване тільки на морські вимоги. Морська требование - это требование, возникающее из права собственности и других имущественных прав на судно, строительство судна, управление, эксплуатацию или коммерческое использование судна, залог судна или осуществление мероприятий, эт ' связанных со спасением судна, а именно требование в связи ' связи с:

1) причинением вреда в результате утраты или повреждения имущества в связи & # 39; связи с эксплуатацией судна

2) причинением вреда в результате лишения жизни или повреждения здоровья ' я на суше или на воде в прямой связи ' связи с эксплуатацией судна

3) причинением вреда окружающей среде

4) вознаграждением, принадлежащий за осуществление спасательных мероприятий или требований любых договоров о спасения

5) компенсацией и другими суммами, причитающимися за устранение или попытку устранения угрозы причинения вреда, за принятие мер или осуществления аналогичных операций

6) поднятием, удалением или уничтожением судна, ставшего обломками, или его груза и вызванными этим расходами

7 ) любым договором использования или фрахтования судна

8) любым договором перевозки груза или пассажиров на судне

9) потерей или повреждением груза, включая багаж, при перевозке или в связи ' связи с ним

10) общей аварией

11) лоцманской проводкой и уплатой лоцманских сборов

12) буксировкой

13) поставкой продуктов питания, материалов, топлива, запасов, оборудования, включая контейнеры, для эксплуатации судна или содержания его

14) строительством, ремонтом, перестройкой или переоборудованием суда

15) собранием в порту, канале и других судоходных водах, а также в доке

16) заработной платой и другими средствами, причитающихся капитану, членам командного состава и другим членам экипажа в связи ' связи с исполнением ими своих служебных обязанностей ' связей на борту судна, включая расходы по репатриации и взносы по социальному страхованию, уплачиваемых от их имени

17) дисбурсменськимы затратами, которые осуществляются в отношении судна капитаном, собственником, фрахтователем или агентом

18) страховой премией, включая взносы за взаимное страхование, уплачиваемых в отношении судна его собственником или фрахтователем по бербоут-чартеру;

19) любой комиссионной, брокерской или агентским вознаграждением, уплачиваемая в отношении судна его собственником или фрахтователем по бербоут-чартеру;

20) любым спором о праве собственности на судно или владения им;

21) любым спором между двумя или несколькими собственниками судна относительно использования судна и распределения прибыли

22) залогом судна

23) любым спором, возникающего из договора купли-продажи судна.

Комментарий

Комментируемым статьей дополняются положения ст. 41 Кодекса, которой предусматривается, что арест судна может быть эт ' связан только с морскими требованиями. Кроме того, данной статьей дается определение морского требования как требования, возникает из права собственности и других имущественных прав на судно, строительство судна, управление, эксплуатацию или коммерческое использование судна, залог судна или осуществление мероприятий, эт ' связанных со спасением судна. Перечень морских требований, содержащихся в ст. 42, является исчерпывающим: судно может быть арестовано по любому требованию, которая возникает в связи ' связи с соответствующими обстоятельствами при осуществлении торгового мореплавания. При этом, на практике сочетание понятия морского требования, определенное в данной статье с исчерпывающим перечнем этих требований, вызвало ряд трудностей, поскольку, с одной стороны открывало возможность для свободного толкования, а с другой - не учитывало развития деятельности на море и появление новых требований, являются морскими, но не учтены в перечне. При пересмотре Международной конвенции об унификации некоторых правил относительно наложения ареста на морские суда для обеспечения гражданского иска 1952 была сделана попытка превратить этот перечень в примерный, которая так ничем и не закончилась.

Рассмотрим некоторые из морских требований.

Среди морских требований следует упомянуть требования, обеспеченные залогом судна. Эти п ' Пять требований включены в ст. 4 Международной конвенции о морских залогах и ипотеках 1993 года.

Требования, эт ' связанные с осуществлением спасательных мероприятий, уточнено указанием на любой договор о спасении. Такое уточнение показывает, что к числу морских включаются и требования о выплате специальной компенсации, предусмотрено ст. 338 Кодекса (см. комментарий к ней).

Требования, эт ' связанные с причинением вреда при эксплуатации судна, достаточно широкими и охватывают не только ущерб, причиненный при столкновении судна, но и любые другие реальные убытки, причиненные при эксплуатации судна в результате утраты или повреждения другого имущества.

Требования, эт ' связанные с расходами, возникающими из причинения вреда окружающей среде, не были включены в перечень, предусмотренный Конвенцией 1952 года. На сегодня ущербом от загрязнения является вред, предусмотренная ст. 304 Кодекса (см. комментарий к ней).

Под требованиями, вытекающими из любого договора использования или фрахтования судна, понимаются требования между сторонами тайм-чартера, бербоут-чартера или любого другого договора (исключая требований, вытекающих из договора перевозки груза или пассажира, а также потери или повреждения груза или багажа). В эту категорию включаются перевозки по чартеру, коносамент, морскую накладную, смешанные перевозки. Требования, вытекающие из перевозки грузов и пассажиров, а также по возмещению вреда груза или багажа указаны отдельно в комментируемой статье, а также в Конвенции 1952 года.

Убытки, причиненные при лоцманской проведении, также могут быть основанием для ареста судна. Например, лоцманская организация может пред ' представить требования в связи ' связи с причинением вреда жизни или здоровью ' й лоцмана в результате невыполнения судном правил безопасного приема и высадки лоцмана. Что касается требований по лоцманской собранию, то они считаются эт ' связанными с лоцманской проводкой.

Во требования, эт ' связанные с буксировкой, подпадают любые требования, вытекающие из договора как морского, так и портового буксировки. Убытки могут быть причинены в результате нарушения условий договора или в результате повреждений, нанесенных буксирующего судна судну, которое буксируется и наоборот.

Во поставкой материалов, оборудования и т.д. понимается не только их приобретение, но и аренда, лизинг. Исходя из основных принципов Конвенции 1952 года только в том случае, когда оборудование было арендовано для эксплуатации на конкретном судне, оно может быть арестовано в связи ' связи с указанными требованиями.

Требования, эт ' связанные со строительством, ремонтом, перестройкой или переоборудованием судна, ограниченные только работами, проводимыми на судне, поскольку ст. 42 не содержит указание на оснащение судна и доке сборы.

Как указывается в комментируемой статье дисбурсменськи расходы должны осуществляться в отношении судна капитаном, собственником, фрахтователем или агентом. В свою очередь, Конвенции 1952 предполагается, что дисбурсменськи расходы, осуществлены грузоотправителем, фрахтователем или агентом, не могут рассматриваться как морские требования, если они не были осуществлены от имени суда (в отношении судна). Таким образом, дисбурсменськи расходы обязанности ' обязательно должны быть осуществлены в отношении судна.

Комментируемым статьей (п. 20) внесено важное уточнение о том, что рядом с любым спором о праве собственности на судно в морской требования относится и спор о праве владения им. В это требование включается и спор между несколькими владельцами относительно права собственности или владения судном. К числу морских относится также требование в связи ' связи со спором между двумя или несколькими собственниками судна относительно использования судна и распределения прибыли.