Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 55. Репатріація членів екіпажу

Репатриация по счет судовладельца осуществляется в следующих случаях:

в случае увольнения по инициативе собственника или уполномоченного им органа

в случае заболевания и травмы;

в случае гибели судна

если судовладелец не может выполнять свои обязательства ' связки, вытекающие из действующего законодательства Украины, договора (контракта).

Судовладелец репатриирует моряка в порт, указанный в контракте, коллективном договоре, а в случае их отсутствия - в порт приема на работу. Судовладелец несет ответственность за организацию и расходы по репатриации в объеме затрат на проезд (как правило, самолетом), оплату проживания и питания, оплату труда и помощь, перевозка багажа в количестве, предусмотренном договору (контракту), лечение (до тех пор, пока моряк будет транспортабельным).

Если судовладелец не может организовать репатриацию и оплатить расходы, эти обязанности ' связки выполняют уполномоченные на то Кабинетом Министров Украины органы с последующим взысканием ими с судовладельца понесенных затрат в безакцептном порядке.

Комментарий

На сегодня в мире действует Конвенция Международной организации труда N 23 " О репатриации моряков " 1926 года, которая была пересмотрена в 1987 году путем принятия новой Конвенции N 166. На сегодня Украина не является участницей настоящей Конвенции, хотя еще 1 января 2006 между Министерством транспорта и связи ' связи Украины и Профсоюзом работников морского транспорта Украины было заключено Отраслевое соглашение на 2006 - 2009 годы, п. 9.2 которой была поставлена транспорта, среди которых и Конвенция о репатриации моряков N 166. Однако, несмотря на это, пока положение комментируемой статьи разработаны с учетом требований указанной Конвенции.

Так, право на репатриацию возникает у члена экипажа по следующим основаниям:

- в случае увольнения по инициативе собственника или уполномоченного им органа

- в случае заболевания и травмы

- в случае гибели судна

- если судовладелец не может выполнять свои обязательства ' связки, вытекающие из действующего законодательства Украина, договора (контракта).

В ч. 1 комментируемой статьи идет речь о наиболее типичных случаях, когда член экипажа не может продолжать работу на борту судна. Данный перечень не является исчерпывающим, отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами перечень таких случаев может быть расширен.

Сегодня репатриация осуществляется в порт, указанный в контракте, коллективном договоре, а в случае их отсутствия - в порт приема на работу.

Статьей 3 Конвенции N 166 этот перечень более расширенный и предусматривает возможность репатриации члена экипажа: 1. в государстве, в котором он проживает, 2. в порт, указанный в контракте, коллективном договоре, а в случае их отсутствия - в порт приема на работу 3. в любой другой пункт, указанный при найме. При этом выбор места репатриации принадлежит самому члену экипажа.

Обязанность ' связь судовладельца осуществить репатриацию воздушным транспортом соответствует требованиям п. 1 ст. 4 Конвенции N 166, однако это не исключает возможности использования и других видов транспорта, если это более удобным и существенно не влияет на скорость репатриации.

При репатриации члена экипажа иностранного порта ему выплачивается:

- средняя заработная плата в валюте с момента списания с судна и до момента прибытия на место назначения

- командировочные в иностранной валюте по нормам, установленным для работников, направленных в служебные командировки за границу (до пересечения государственной границы Украины)

- командировочные в национальной валюте по нормам, установленным для работников, направленных в служебные командировки в Украину (с момента пересечения государственной границы Украины)

Член экипажа находится в больнице, за рубежом вместо командировочных получает иностранную валюту в размере, он получал на судне.

В случае репатриации члена экипажа на территории Украины ему выплачиваются:

- средняя заработная плата в национальной валюте с момента списания с судна и до момента прибытия на место назначения

- командировочные в национальной валюте по нормам, установленным для работников, направленных в служебные командировки в Украине.

В случае, когда член экипажа находится в больнице, он получает компенсацию за временной нетрудоспособности в порядке и в размерах, определенных действующим законодательством Украины.

На сегодня в мировой практике нередки случаи, когда судовладелец не может выполнить свои обязательства ' связки по репатриации членов экипажа судна по ряду причин. В таком случае эти обязанности ' связки выполняются уполномоченным на то Кабинетом Министров Украина органом с последующим взысканием ими с судовладельца понесенных затрат в безакцептном порядке, о чем указывает ч. 2 комментируемой статьи.