Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 59. Обязанности по оказанию помощи людям, терпящим бедствие в море

Капітан судна зобов'язаний, якщо це він може зробити без серйозної угрозы для своего судна и лиц, находящихся на нем:

1) оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель;

2) следовать с наибольшей скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, и если такие действия с его стороны можно разумно рассчитывать.

За невыполнение указанных в этой статье обязанности ' связей капитан судна несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Украины.

Судовладелец не несет никакой ответственности за невыполнение капитаном судна обязанности ' связей оказания помощи.

Комментарий

Положения данной статьи по оказанию помощи людям, терпящим бедствие в море, является правовым обычаем и закреплено на международном уровне. Так, согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) капитан судна, находящегося в море, получив от любого источника сообщение о бедствии, обязательства ' связан полным ходом следовать на помощь людям, терпящим бедствие. Если он лишен возможности сделать это или в силу особых обстоятельств данного случая не считает необходимым или лишним следовать на помощь, он обязательства ' связан сделать в судовом журнале запись о причине, в силу которых он не последовал на помощь людям, терпящим бедствие. Капитан судна, терпящего бедствие, имеет право выбрать одно или несколько судов, ответивших на его призыв о помощи, и обязанность ' связь капитана или капитанов выбранных судов подчиниться такому выбору. Капитан судна освобождается от обязанности ' связи оказания помощи, если его судно не избран, а если было выбрано - когда он получил сообщение от людей, терпящих бедствие, или от капитана другого судна, прибывшего на место происшествия, что помощь больше не нужна.

Согласно Международной конвенции о спасании 1989 капитан судна обязательства ' связан насколько он может это сделать не подвергая серьезной угрозе свое судно и человек, что на нем находятся, оказывать помощь лицу, которому угрожает гибель в море (ст. 11 Международной конвенции по унификации некоторых правил относительно оказания помощи и спасение на море 1910 после слов " любому лицу " содержит уточнение - " даже врагу ").

Государства - участники Конвенции 1989 обязательства ' связанные принимать необходимые меры для обеспечения выполнения капитаном обязанности ' связи по оказанию помощи людям. Такой обязанности ' Связь предусмотрен также Уставом службы на судах морского флота.

Согласно ст. 284 Уголовного кодекса Украины неоказание помощи капитаном судна при столкновении с другим судном экипажу и пассажирам последнего, а также встреченным в море или на ином водном пути лицам, терпящим бедствие, если он имел возможность оказать такую его экипажа и пассажиров, наказывается штрафом до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет. Преступление имеет место в случае, если: люди терпят бедствие; капитану известно об этом и он имеет реальную возможность оказания помощи, отсутствует серьезная опасность его судну, экипажу и пассажирам. При этом, как закон, так и международные договоры не упоминают об угрозе груза. Такая угроза не препятствует оказанию помощи людям, поскольку перевозчик в этом случае не несет ответственность за утрату или повреждение груза (ст. 176 Кодекса).

Положение ч. 3 комментируемой статьи воспроизводит ст. 10 Конвенции 1989 года, согласно которой судовладелец не несет ответственности за нарушение капитаном обязанности ' связей по оказанию помощи людям, которым угрожает гибель в море.