Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 60. Обов'язки по оказанию помощи после столкновения судов

Капітан кожного із суден, що зіткнулися, зобов'язаний після зіткнення, наскільки він може зробити это без серьезной угрозы для своих пассажиров, экипажа и судна, оказать помощь другому судну, его пассажирам и экипажу. Капитаны судов обязательства ' связаны, насколько это возможно, сообщить друг другу название своих судов, порты приписки, а также порты отправления и назначения или ближайший порт, в который судно зайдет.

За невыполнение указанных в этой статье обязанности ' связей капитан несет ответственность согласно действующему законодательству Украины.

Судовладелец не несет ответственности за невыполнение капитаном судна обязанности ' связей по оказанию помощи после столкновения судов.

Комментарий

Комментируемым статьей установлен обязанность ' связь капитана судна после столкновения оказать помощь другому судну, его пассажирам и экипажу в условиях, если такие его действия не создают серьезной угрозы для своих пассажиров, экипажа и судну. Это единственный случай, когда спасение имущества (судна и груза, что на нем находится) является обязательным ' связью, что следует из закона. В других случаях меры по спасанию судна, груза и другого имущества капитан может принять лишь с согласия терпящего бедствия, которое должно подписать договор о спасении, предусмотрено Уставом службы на судах морского флота Союза ССР. В случае, если капитан судна, терпящего бедствие, не может подписать договор о спасении по стихийным или другим обстоятельствам, капитан заручается его согласия на подписание договора по первой возможностью, о чем делает запись в судовом журнале.

Следует отметить, что хотя Международной конвенции о спасании обязательства ' связано государства принять законодательство, вводит ответственность капитана за нарушение его обязанности ' связи по оказанию помощи после столкновения судов, действующий Уголовный кодекс Украина такой ответственности не предусматривает, ограничиваясь ответственностью за неоказание помощи людям и экипажа, терпящим бедствие в море.

По аналогии ст. 59 Кодекса и с учетом положений ст. 10 Конвенции 1989 года, судовладелец не несет ответственности за нарушение капитаном обязанности ' связей по оказанию помощи после столкновения судов.