Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 76. Господарська діяльність морського порта

Морський порт забезпечує:

1) навантаження, розвантаження та обслуговування суден у порядку черговості їх приходу в порт. 

Обслуговування лінійних судов осуществляется согласно объявленному расписанию линий.

Аварийные суда обслуживаются вне очереди. Аварийное состояние судна определяется капитаном порта

2) перегрузки грузов с других видов транспорта на судно и в обратном порядке, складские операции с грузами;

3) обслуживание пассажиров морского транспорта, перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты

4) вспомогательные операции, необходимые для обеспечения жизнедеятельности порта

5) другие виды деятельности в соответствии со статусом порта.

Комментарий

В комментируемой статье говорится о видах работ и услуг морскими портами, и составляют их хозяйственную деятельность.

Хозяйственная деятельность морского порта - это деятельность морского порта как субъект ' ведения хозяйства, в сфере общественного производства, эт ' связана с выполнением работ и оказанием услуг стоимостного характера в сфере торгового мореплавания. Итак, морские порты осуществляют морепортову деятельность, которая является разновидностью хозяйственной деятельности.

Предмет морепортовои деятельности составляют следующие работы и услуги, предоставляемые морскими портами:

1) погрузки, разгрузки и обслуживания судов в порядке очередности их прихода в порт

2) перегрузки грузов с других видов транспорта на судно и в обратном порядке, складские операции с грузами

3) обслуживание пассажиров морского транспорта, перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты

4) вспомогательные операции, необходимые для обеспечения жизнедеятельности порта

5) другие виды согласно статуса порта.

Согласно комментируемой статьи осуществления портами хозяйственной деятельности должно происходить при следующих условиях:

А) обслуживание линейных судов осуществляется согласно объявленному расписанию линий

Б) аварийные суда обслуживаются вне (аварийное состояние судна определяется капитаном порта).

Одним из основных видов работ и услуг является стивидорные работы и услуги (от англ. stevedore, испанском. estivador - укладывать груз). Стивидорные работы - это работы, эт ' связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ, укладки грузов на судне. В зависимости от условий перевозки и фрахтования эти работы оплачиваются фрахтователем или судовладельцем, а в иностранных портах, как правило, - пароходством или судоходной компанией. Для выполнения стивидорных работ в порту могут привлекаться стивидорные компании - суб ' ведения хозяйства, специализирующиеся на выполнении стивидорных работ в портах. Стивидорные работы не включаются в себестоимость перевозок, поэтому оплачиваются дополнительно к тарифам на морские перевозки.

Стивидорные работы предусматривают выполнение следующих работ и услуг:

1) нагрузки груза

2) разгрузка груза

3) размещение и укладка груза транспортное средство

4) обеспечение сохранности и безопасности груза время перевозки

5) перевалка грузов с одного вида транспорта на другой

6) взвешивание груза

7) и другие.

Отметим, что традиционно под стивидорными работами понимают операции по погрузке в трюмы судна/разгрузки из трюмов судна, а также рациональное размещение груза и укладки груза с целью обеспечить их сохранность, безопасность и мореходность судна. В широком смысле - понятие " стивидорные работы " кроме грузовых работ на судне охватывает все другие операции с грузами на берегу, включая складские операции, погрузки/разгрузки железнодорожных контейнеров, сортировку груза и т.п.. Большинство портов выполняет весь комплекс стивидорных работ, однако возможна их специализация по выполнению стивидорных и терминальных операций, в связи ' связи к ним применяют термины - " Стивидор " и " терминальный оператор ". Такое распределение является наиболее характерным для контейнерных терминалов.

Основным документом, опосредует выполнения стивидорных работ является стивидорной контракт - это разновидность хозяйственного договора, предметом которого является выполнение стивидорных работ и стивидорных услуг. Существует немало типовых проформ таких контрактов. В стивидорных контракте определяются права и обязанности ' связки сторон по выполнению стивидорных работ, сроки выполнения таких работ, нормы погрузки/разгрузки, порядок оплаты. В таких контрактах также дополнительно закрепляются условия для оплаты простоя по вине перевозчика, оплата сверхурочных, работ в праздничные и выходные дни, правила обмера грузовых мест, размеры ставок в зависимости от размера транспортного средства, крановые расходы и т.п..

Распределение стивидорных расходов между участниками перевозки зависит от условий таких договоров и обычаев порта. Наиболее распространенными по отношению судовладельца в стивидорных операций являются следующие условия:

Free in - судно свободно от расходов по погрузке

Free out - судно свободно от расходов по выгрузке

Fio - судно является свободным от расходов по погрузке и разгрузке

Fiot, fios - судно свободно от расходов по погрузке, разгрузке и укладка в трюмах

Linerterms - расходы по грузовым операциям несет судно

Grossterms - расходы по грузовым операциям несет судно, однако определенные нормы грузовых работ.

В некоторых странах существуют отступления от общепринятых приведенных формулировок условий, поскольку обычаи и правила толкования условий договора перевозки не соответствуют условиям продажным контрактов и чартеров (см. комментарий к морским грузовых перевозок).

<Стаття 75 | Стаття 76 | Стаття 77>