Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 80. Затримання суден і вантажів

Судно или груз могут быть задержаны в морском порту начальником порта до достаточного обеспечения морского требования судовладельцем или грузовладельцем на:

просьбе лица, имеющего морское требование, обоснованное общей аварией, спасением, договором перевозки груза, столкновением судов или иным причинением вреда

морскому требованию порта, обусловленную повреждением портовых сооружений, другого имущества и навигационного оборудования, расположенного в порту

морскому требованию центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, обусловленную нарушением природоохранного законодательства Украины.

Ответственность за убытки, причиненные необоснованным задержанием судна или груза, несут лица, по требованию которых состоялось задержание.

Комментарий

Институт задержания судна или груза насчитывает давнюю историю. Однако, в том виде, в котором он предложен в нашем законодательстве, его существование вызывает немало возражений. Ведь по своей правовой природе институт задержания судна или груза имеет ограниченное действие, то есть составляет исключение из общих правил ареста судов (см. комментарий к гл. 4).

Отметим особенности этого института:

1) Предметом задержание может быть судно или груз.

2) Действия по задержанию предусматривают дальнейшую невозможность перемещения груза или движения судна.

3) Основанием для задержания должен быть только предусмотрена морское требование (см. комментарий к ст. 42 настоящего Кодекса), а именно, морское требование, эт ' связана:

а) с общей аварией, спасением, договором перевозки груза, столкновением судов или иным причинением вреда;

б) с повреждением портовых сооружений, другого имущества и навигационного оборудования, расположенного в порту

в) с нарушением природоохранного законодательства Украины.

4) Морское требование должно быть заявлено в соответствии с приведенными видов:

А) любым лицом,

Б) портом,

В) органом государственной власти в области охраны окружающей среды.

5) Право на задержание груза или судна имеет начальник морского порта.

Несовершенство положений комментируемой статьи дает основания отметить следующее. Законодатель приводит очень распространено круг морских требований, по которым может быть осуществлено задержание судна или груза, что иногда приводит к отождествлению с институтом ареста морских судов. Ведь, как свидетельствует содержание аналогичных кодексов других стран, речь должна идти только о спасательных операциях и деликатные требования, то есть такие, что связано ' связанные с причиненного вреда.