Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 88. Функції капітана морського порту

К функциям капитанов морских портов относятся

1) надзор за соблюдением действующего законодательства и правил мореплавания, а также международных договоров Украины по мореплавания

2) регистрация судов в государственно Судебной реестре Украины, Судовой книге Украины и выдача судовых документов, если иное не предусмотрено Действующим законодательством Украины

3) выдача документов, указанных в статье 51 настоящего Кодекса

4) проверка судовых документов, а также дипломов и квалификационных свидетельств

5) выдача удостоверений моряка лицам, входящим в состав судебного экипажа

6) надзор за соблюдением требований Относительно порядка захода судов в порт и выхода из порта

7) надзор за соблюдением требований по предотвращению загрязнения окружающей среды

8) оформление прихода судов в порт и выхода из порта

9) руководство лоцманской службой и службой регулирования движения судов, надзор и контроль за ними

10) организация и надзор за Ледовое проводкой судов на подходах к порту в пределах его акватории

11) выдача разрешений на подъем имущества, затонувшего в море, а также на проведение в пределах территории и акватории порта строительных, гидротехнических и других работ

12) учет и расследование аварийных морских событий.

Расследование аварийных морских событий осуществляется в порядке, установленном центральным органом от исполнительной власти в области транспорта.

Комментарий

согласовании с Действующим законодательством Украины капитан морского порта наделяется соответствующей функциями, закреплены, прежде всего, в ст. 88 Кодекса, а также в других нормативно-правовых актах, Которым является Положение о капитан морского торгового порта Украины, утвержденной приказом Министерства транспорта Украины 18 октября 2000 (далее - Положение в капитана морского торгового порта), и Положением о капитан морского рыбного порта, утвержденной приказом Государственному комитета рыбного хозяйства Украины от 24 сентября 1998 года (далее - Положение о капитан морского рыбного порта).

Рассмотрим более подробно эти функции.

1. Капитан морского порта осуществляет надзор за соблюдением действующего законодательства и правил мореплавания, а также международных договоров Украины по мореплавания. Так, на сегодня Украина является Участницы значительного количества международных соглашений в области торгового мореплавания, в которых идет речь в ст. 7 Кодекса (см. комментарий к ней).

2. На капитана порта возлагаются функции по регистрации судов в государственно Судебной реестре Украины, Судовой книге Украины и выдача судовых документов, если иное не предусмотрено Действующим законодательством Украины. О регистрации судов и выдачу судовых документов идет речь в ст. 26 - 40 Кодекса (см. комментарии к ст. 26, ст. 27, ст. 28, ст. 29, ст. 30, ст. 31, ст. 32, ст. 33, ст. 34, ст. 35, ст. 36, ст. 37, ст. 38, ст. 39, ст. 40).

3. Капитан морского порта осуществляет полномочия по выдаче удостоверений личности моряка членам судебного экипажа и выдачи дипломов, квалификационных свидетельств и других документов, подтверждающих квалификацию, Необходимую для исполнения обязанностей 'Связей на судне лицами командного и рядового состава, что предусмотрено п. 2.5 и 2.6 Положения о капитан морского торгового порта Украины.

4. Статья наделяет капитана порта функциями по проверке судовых документов, а также дипломов и квалификационных свидетельств. Так, ст. 35 Кодекса определен перечень судовых документов, Которые Должны находится на каждом судне. В случае отсутствия любого из указанных в ст. 35 документов, устанавливается капитаном порта при соответствующей проверки, капитан порта согласно ст. 91 Кодекса отказывает в выдаче разрешения на выход судна из порта. Также капитан порта имеет право проверять дипломы и квалификационные свидетельства судна и членов экипажа.

5. Капитан морского торгового и рыбного порта также Уполномоченный Выдавить удостоверение моряка лицам, входящим в состав судебного экипажа. Так, удостоверение моряка выдаются в согласовании с Указом Президента Украины от 5 июня 1993 " Об удостоверении личности моряка ", Которым утверждено Положение об удостоверении личности моряка. Согласно п. 1 этого Положения удостоверение личности моряка выдается гражданину Украины, занимающий какую-либо должность на борту суда (кроме военного судна), зарегистрированно на территории Украины или других государств - участников Конвенции 1958 года об удостоверении личности моряков и обычно используемого для морского плавание. Удостоверение личности моряка может быть также выдано моряку второго государства, Который несет службу на борту судна, зарегистрированно на территории Украины, или Который зарегистрирован в Украине в службе занятости.

Удостоверение личности моряка выдается сроком до п 'пяти лет. Срок действия удостоверения может быть продлен один раз сроком до п 'пяти лет, по истечение которого удостоверение подлежит замене. Удостоверение личности моряка выдают капитаны морских и речных портов Украины, перечень которых определяет Министерство транспорта и связи "связи Украины.

6. Капитан морского порта осуществляет надзор за соблюдением требований Относительно порядка захода судов в порт и выхода из порта, а также оформление прихода судов в порт и выхода из порта.

Порядок захода судов в порт и выхода из него, плавания судов в портовых водах, стоянки судов в порту регламентируются положениями Кодекса торгового мореплавания Украины, другими нормативно-правовыми актами Украины, а также международными соглашениями. Так, например, в согласовании с Положением о системе управления безопасностью судоходства на морском и речном транспорте, утвержденно приказом Министерства транспорта Украины от 20 ноября 2003, запрет на выпуск моломирного судна осуществляется: если количество пассажиров превышает допустимую для данного конкретного судна; если судно или его оборудование НЕ соответствует требованиям безопасности судоходства, установленным национальным законодательством; если судоводитель или пассажиры находятся в нетрезвом состоянии или в состоянии наркотических опьянения 'яниння; когда фактический или Прогнозируемое состояние ветра, волн и других гидрометеорологический факторов НЕ способствует безопасному плаванию; когда база не имеет разрешения на эксплуатацию.

Вопрос оформление захода судов в порт и выхода из него также относится к функциям капитана порта. Кроме того, в случае, если морской торговый порт и морской рыбный порт Имеют смежные акватории, эти вопросы решаются в согласовании со ст. 10 Кодекса, то есть в зависимости от того, по соблюдением которых международных договоров, относящихся в торгового мореплавания, осуществляет государственный надзор капитан соответствующего порта. Поскольку на Министерство рыбного хозяйства Украины возложенных государственный надзор за соблюдением международных договоров в отношении рыболовно судна капитан рыбного порта, как правило, оформляет захода и выход всех рыболовных судов. Данное положение закреплено в порядке оформления прихода с рейса и выхода в рейс судов флота рыбной промышленности капитана морских рыбных портов Украины, утвержденно приказом Министерством Аграрное политики Украины 21 января 2006 года. Как определено в п. 1.2 настоящего Порядка, он распространяется на: морские рыбные порты Украины и их Портовый пункты; капитанов морских рыбных портов Украины и их портовых пунктов; инспекции государственно портового надзора морских рыбных портов Украины; морские и речные суда флота рыбной промышленности независимо от формы собственности, прибывающих выходят или находятся в морских рыбных портах Украины; гос инспекции по безопасности мореплавания флота рыбного хозяйства; исполнительное бюро государственно департамента рыбного хозяйства.

7. Согласно п. 2.9 Положения о капитан морского торгового порта и у. 88 Кодекса капитан морского порта осуществляет надзор за соблюдением требований по предотвращению загрязнения окружающей среды. Такие функции капитана порта вытекают прежде всего из-за требований международного права по безопасности судоходства. Сейчас безопасность мореплавания является одним из ключевых вопросов, Которым уделяет внимание как национальный законодатель, так и вся мировое сообщество. Так, в Украине приняты и действуют ряд нормативно-правовых актов, посвященных безопасности мореплавания, в частности: постановление КМУ от 30 декабря 1998 " Вопрос безопасности судоходства Украины " приказ Министерства транспорта Украины от 17 июля 2003 " Об утверждение Правил контроля судов с целью обеспечения безопасности мореплавания " приказ Министерства транспорта Украины от 20 ноября 2003 " Об утверждение Положения о системе управления безопасностью судоходства на морском и речном транспорте Украины " т.д..

8. Руководство лоцманской службой и службой регулирования движения судов, надзор и контроль за ними осуществляются капитаном морского порта в согласовании с ч. 2 ст. 92, ст. 110 Кодекса (см. комментарий к ст. 92, ст. 100) и п. 1.6 Положения о КАПИТАН морского торгового порта.

9. Функции капитана порта по организации и надзора за Ледовое проводкой судов на подходах к порту в пределах его акватории воспроизведены также в п. 2.10 Положения о капитан морского торгового порта и п. 3.1 Положения о капитан морского рыбного порта.

10. Пунктом 2.11 Положения о капитан морского торгового порта и комментируемой статьей предусмотрена выдача капитаном порта разрешений на поднятие имущества, затонувшего в море, а также на проведение в пределах территории и акватории порта строительных, гидротехнических и других работ. Об имуществе, затонувшего в море, смотри комментарий к ст. 120, ст. 121, ст. 122, ст. 123, ст. 124, ст. 125, ст. 126, ст. 127 Кодекса.

11. В интересах обеспечения безопасности мореплавания капитан морского порта наделяется функцией по учету и расследованию аварийных морских событий. Данное положение соответствует прежде всего Конвенции по морскому праву 1982 года, согласно которой каждое государство организует расследование квалификационным экспертами каждой морской аварии или навигационно инцидента в открытом море (с участием судна, плавающего под его флагом), что привело к гибели граждан второго государства или к нанесением им Значительные повреждения или Значительный ущерб судам и установкам второго государства или ущерба морской среде. В соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года, с поправками (СОЛАС 74), каждое государство обязательства 'связана проводит рассмотрение любой аварии, произошедших с любым из его судов. Кроме того, положение в расследовании аварий содержится и в Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, с изменениями, внесеннымы Протоколом 1978 года (МАРПОЛ 73/78).

Расследование аварий и их классификация осуществляется в согласовании с Положением о классификации, порядке расследования и учета аварийных морских происшествий с судами, утвержденно Министерством транспорта и связи 'связи Украины от 29 мая 2006 года. Данное Положение применяется для классификации, порядке расследования и учета аварийных морских событий, Которые произошли с Украинским судами, на которые распространяется действие Кодекса торгового мореплавания Украины, и с иностранными невоеннымы судами в территориальном море или внутренних водах Украины, а просьбе о проведении расследования капитана аварийного судна, его судовладельца или консула страны, под флагом которой плавает судно, также в открытом море.

Так, аварийные морские события по результатам квалифицируются на

1. очень Серьезные аварии, то есть то, Которые вызвали: гибель судна или такое его конструктивное разрушение, после которого проведение восстановительного ремонта нецелесообразно (катастрофа) Оставление судна в море экипажем и пассажирами; человеческие жертвы, гибель или исчезновение человека с судна; пропажи судна без вести, то есть отсутствие каких-либо сведений о судне в течение трех месяцев, а если получение сведений могло быть задержана вследствие военных действий, то в течение шести месяцев; сильное загрязнение окружающей среды самым судном или в результате повреждения судном подводных трубопроводов, береговых сооружений.

2. Серьезные аварии, к Которым относятся аварийные морские события, НЕ квалифицируются как очень Серьезные аварии, но повлекшие Серьезные телесные повреждения человека, а также пожар, взрыв, посадку на мель, касание, Ледовое или штормовое повреждение, образование трещин в корпусе судна и т.д., Которые вызвали: конструктивное повреждение, что привело к потере судном мореходного состояния; смещение груза или изменение его физико-химических свойств, что привело к потере судном мореходного состояния; поломки, в результате которой возникла необходимость в буксировке судна или предоставления ему технической помощи, в том числе с берега, повреждение орудий лова, с 'объединены с судном флота рыбного хозяйства; загрязнение окружающей природной среды самим судном или в результате повреждения судном подводных трубопроводов, береговых сооружений.

3. морские инциденты (Серьезные инциденты). К морским инцидентов относятся аварийные морские события, через Которые судно или лицо подвергаются опасности или в результате которых может быть нанесен серьезное повреждение судну, его конструкции или причинен вред окружающей среде. К морским инцидентов относятся также: повреждение средств навигационно оборудования, которое привело к выводу их из эксплуатации, повреждение судовых устройств и корпуса судна, не привело к потере мореходного состояния, повреждение буксирной линии без потери в 'объекта, которое буксируется; касания почвы без повреждения судна.

4. инциденты, к Которым относятся то, Которые возникшего в результате эксплуатации судна или в связи 'связи с ней, Которые повлекло или могли повлечь незначительные эксплуатационные повреждения судна, его конструкции, оборудованию, ущерб береговым и подводным в 'объектам или плавучим в' объектам, Которые НЕ являются судами. К инцидентов относятся также: повреждение судном средств навигационно оборудования, не привело к выводу их из эксплуатации, повреждение судном подводных инженерных сооружений, не привело к загрязнению окружающей среды, повреждение судном береговых сооружений (причалов, волнорезов, молол и т.п.), не привело к загрязнению окружающей среды.

Предыдущая классификация аварийного морского события с ее тяжестью осуществляется капитаном судна. Окончательную классификацию осуществляет орган расследования аварийного морского происшествия, Установленный разделом 3 указанного Положения, к которому относится Министерство транспорта и связи "связи Украины, Министерство Аграрное политики Украины, Госфлотинспекция Украина, Госрыбфлотинспекция, капитаны морских портов и капитаны судов.

Так, в частности, к компетенции комиссий, созданных капитана морских портов, относятся расследования морских инцидентов, осуществление которых передано им по решению компетентных органов Украины или Госрыбфлотинспекциы и инцидентов.

Как определяет ч. 2 комментируемой статьи, порядок расследования аварийных морских событий устанавливается Министерством транспорта и связи 'связи Украины. Так, разделом 5 Положения в классификации, порядке расследования и учета аварийных морских происшествий с судами определено, что Основными этапами расследования аварийных морских происшествий являются: сбор и обработки данных об аварийной морском происшествии (I этап), анализ полученных данных (II этап), выводы и, в случае необходимости, подготовка предложений по предотвращению подобных аварийным морским событиям в будущем (III этап). Детальный порядок проведения каждого из указанных этапов определено настоящим Положением.