Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 90. Контрольний огляд судна

Каждое судно перед выходом в море подлежит контроля с целью проверки судовых документов, установления соответствия судовым документам основных характеристик судна, а также проверки выполнения требований по укомплектования судов экипажами.

В случае отсутствия судовых документов или наличия достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания, лицо, уполномоченное центральным органом от исполнительной власти, реализующих Государственную политику в сфере транспорта (центральным органом от исполнительной власти, реализующих Государственную политику в сфере безопасности мореплавания судов флота рыбного хозяйства), может провести его осмотр.

С целью проверки и устранения недостатков, препятствующих выдаче разрешения на выход судна из порта, лицом, уполномоченным центральным органом от исполнительной власти, реализующих Государственную политику в сфере транспорта (Центральным органом от исполнительной власти, реализующих Государственную политику в сфере безопасности мореплавания судов флота рыбного хозяйства), может быть проведен контрольный осмотр судна.

Правила контроля судов с целью обеспечения безопасности мореплавания устанавливаются центральным органом от исполнительной власти, обеспечивающим формирование гос политики в сфере транспорта, по согласованию с центральным органом от исполнительной власти, обеспечивающим формирование гос политики в сфере безопасности мореплавания судов флота рыбного хозяйства.

Комментарий

В соответствии с требованиями Конвенции по морскому праву 1982 каждое государство принимает в отношении судов, плавающих под его флагом, меры по обеспечению безопасности мореплавания, в частности это касается конструкции, оборудования и годности к плаванию, укомплектование, условий труда и учебы экипажей т.д..

Основной целью осуществления портового контроля является предупреждение инцидентов с серьезными последствиями. В советские времена система портового контроля сводилась Лишь к проверке наличия на судне нужных судовых документов и соответствия судна данным, в них содержатся. На сегодня портовый надзор предусматривает в том числе и проверку выполнения требований по укомплектования судов экипажами.

Согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, с поправками (СОЛАС 74), каждое судно, находящееся в порту второго государства-участника, контролируемого с стороны должностных лиц, цель которого - проверить наличие действующих свидетельств. Если имеется существенное несоответствие между состоянием судна или его укомплектованием и данными любого свидетельства или судно и его оборудование пригодны для выхода в море без опасности для судна и или истек срок свидетельства или оно потеряло силу, судну запрещается выход в море. При осуществлении контроля Должны прилагаться все Возможные усилия во избежание неоправданно задержки или отсрочки отхода судна. В противном случае судно имеет право на компенсацию убытков.

В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи в Украине Министерством транспорта Украины 17 июля 2003 приняты Правила контроля судов с целью обеспечения безопасности мореплавания. Указанные правила распространяются на морские суда и речные суда, Которые Имеют право следовать морскими путями, независимо от флага и формы собственности, находящихся в портах и (Далее - Госфлотинспекция Украины), гос инспекции по безопасности мореплавания флота рыбного хозяйства (далее - Госрыбфлотинспекция) капитанов морских портов Украины и инспекции державного портового надзора (далее - ИГПН).

Так, во время стоянки в порту, для получения разрешения капитана порта на выход, все суда подлежат осмотру инспекторами ИГПН. При этом проверяются:

- судовые документы и свидетельства и другие документы (в зависимости от типа судна, назначения, района плавания и флага)

- состояние корпуса судна, его механизмов, оборудования и устройств

- соблюдение экипажем правил эксплуатации по безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения с судна

- подготовленность экипажа в согласовании с методами личного выживания, противопожарной безопасности и борьбы с пожаром, а также компетентность в вопросах личной безопасности и общественных обязанности 'связей.

Иностранные суда во время пребывания в украинских портах контролируемых государством порта, осуществляется ИКГП. Организация работы ИКГП осуществляется Госфлотинспекцией Украины. Обзор судов ИКГП осуществляется в следующих случаях:

- выборочно, в плановом порядке, Принимая во внимание, что ежегодное общим количеством проверок Должны охватываться, по крайней мере, не менее 15 процентов общего количества иностранных торговых судов, посещающим порты Украины

- на основании информации ИГПН в необходимости осуществления более детальной проверки

- при получении сообщения от иностранной ИКГП в следовании в украинском порт субстандартного судна или судна, на котором недостатки, обнаруженные ИКГП, НЕ были устранены в предыдущих порта

- при получении информации от членов экипажа или других лиц в несоответствии судна требованиям международных конвенций, в загрязнение судном окружающей среды или о нарушении условий перевозки грузов и пассажиров и т.д..