Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 91. Заборона на вихід судна з морського порта

Каждое судно обязательства ' связано к выходу из морского порта получить на это разрешение капитана порта.

Капитан порта должен отказать в выдаче разрешения на выход из порта в случае:

а) непригодности судна к плаванию, нарушения требований Относительно его загрузки, снабжения, комплектования экипажа и наличия других недостатков, представляющих угрозу безопасности плавания или здоровью 'и людей, находящихся на судне, или угрозу причинения вреда окружающей среде

б) нарушение требований к судовым документов

в) неуплаты установленных сборов, штрафов и других платежей

г) решения уполномоченных законодательством государственных органов (таможенных органов, санитарно-карантинное службы, органов рыбоохраны, центрального органа от исполнительной власти, реализующего Государственную политику по осуществлению державного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды и пограничной службы).

Капитан морского порта может задержать судно по основаниям, указанным в части второй настоящей статьи, к устранения выявленных по результатам контроля недостатков или до момента уплаты причитающихся сборов, штрафов или других платежей.

Если недостатки не могут быть устранены на месте, судну предоставляется возможность пройти на ближайшую судоремонтное верфь.

О задержке судна немедленно сообщается судовладелец.

Расходы, эт 'связанные с осуществлением капитаном морского порта прав, предусмотренных настоящей статьей, возлагаются на судовладельца.

Комментарий

комментируемым статье определяются основания для отказа капитана порта на выход судна из порта. Так, в пп. " а " - " бы " речь идет о последствиях отрицательного результата контроля, осуществлен капитаном порта, а пп. " в " - " г " свидетельствуют об Иных обстоятельствах, от которых зависит выход судна из порта.

Так, осуществляя оценку соответствия эксплуатационным требованиям суда, определяется, является эксплуатационная квалификация экипажа в целом достаточной для выхода судна из порта без особого риска для безопасности человеческой жизни на море или угрозы морской среде, или требуется более высокий уровень квалификации. В последнем случае судно не получает разрешение на выход из порта.

Кроме того, отсутствие на борту судна любого из судовых документов, перечень которых предусмотрен главой 3 Кодекса или несоответствие ЭТИХ документов требованиям законодательства Украины или международных договоров, также является основанием для отказа выхода судна из порта.

В соответствии с требованиями международных договоров при проведении контроля за соблюдением эксплуатационных требований принимаются все Возможные меры для предотвращение необоснованных задержания судна.

Кроме того, в тех случаях, когда есть решение уполномоченных законодательством государственных органов (таможенных органов, санитарно-карантинное службы, органов рыбоохраны, центрального органа от исполнительной власти в области охраны окружающей среды и пограничной службы), запрещающий выход судна из порта, оно является обязательным 'обязательно для капитана морского порта и он не имеет право ставит его под сомнение.

Портовый сборы, в том числе лоцманские, канальные и другие, входят в число морских требований, по Которым судно может быть арестованное на основании решения суда. Однако, как в законодательстве других стран, так и в Украине уплата портовых сборов обеспечивается более простым способом - отказом в выдаче разрешения на выход судна из порта.

Соответственно, что задержка судна в порту может иметь место только до момента устранения тех недостатков, Которые стали предпосылкой задержки и Которые определены в ч. 2 комментируемой статьи.

При этом, если при осуществлении функций контроля по указанию капитана порта будут назначены обзор, инспектирования, экспертиза и т.д., то все расходы по их проведению возлагаются на судовладельца. В свою очередь, на капитана морского порта возлагается обязанность 'связь сообщить судовладельца в задержке судна в порту с указанием причин задержки.

При этом, если в дальнейшем будет установлено, что Указанные действия были принять в результате ошибочных или неквалифицированных действий должностных лиц порта, капитан порта должен возместить судовладельца расходы, им были понесены в связи 'связи с такими неправомерным действиями.